Чем азербайджанцы отличаются от турок
Содержание:
- Насим Абиев, 32 года, родной город ― Анкара, юрист
- Антропология об азербайджанцах
- История
- Известные люди
- Турки ― патриотичный народ, их жизнь неразрывно связана с жизнью страны
- Внешность
- Библиография
- Современность
- Язык
- Древняя история города ― главное преимущество для любителей архитектуры
- Древность
- История [ править ]
- Религия
- Кавказский субстрат
Насим Абиев, 32 года, родной город ― Анкара, юрист
О жизни в Турции
Мой прадедушка переехал в Турцию в 1940-х годах. Многие родные живут здесь.
Я родился и вырос в Анкаре. Гордо называю себя гражданином Турции, но всегда говорю, что я азербайджанец.
Турция ― прекрасная страна, создающая условия не только для граждан, но и для приезжих. Политика Турции относительно экспатов лояльна. Страна вошла в десятку лучших стран для экспатов.
Страна славится красотой природы. В Турции можно увидеть практически все ― горы, море, пустыни, леса и озера. Климатические условия разнообразны, каждый найдет подходящий регион.
Анкара ― большой город, в котором происходят главные политические и деловые события. Работая юристом в Анкаре, у меня есть возможность знакомиться со всеми законопроектами сразу и выстраивать новые стратегии действий.
Город славится и туристической привлекательностью. Миллионы людей из разных стран приезжают посмотреть на музей Ататюрка, мечеть Арсланхане, дворец Анкары.
Любимое место в городе ― улица Салман. Мне нравится чувствовать ритм города, его оживленность.
О сходствах и различиях
Азербайджанцы живут на территории Турции много лет. Наши народы ― братья, мы тюрки, у нас одни предки. Менталитет азербайджанцев в Турции похож на турок.
Антропология об азербайджанцах
Одни из антропологических типов Азербайджана
Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.
- форма головы-длинная,
- рост средний и выше среднего,
- преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.
Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.
Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе
История
Османская миграция
Османские турки начали селиться в Азербайджане, когда регион перешел под власть Османской империи между 1578 и 1603 годами, а затем снова во время второго османского завоевания 1724 года до конца Первой мировой войны в 1918 году. В Советском Союзе в 1926 году было зарегистрировано 8 570 турок-османов, проживавших в Советском Союзе . Османские турки больше не указываются в переписи отдельно; предполагается, что те, кто проживал в Азербайджане, либо ассимилировались в азербайджанское общество, либо покинули страну. По оценкам, в Азербайджане проживает около 19 000 потомков турок-османов (не считая турок-месхетинцев).
Миграция турок-месхетинцев
Турки — месхетинцы первым прибыл в Азербайджан в конце девятнадцатого века, и более последовали в 1918-1920. Однако миграция в Азербайджан резко увеличилась после Второй мировой войны, когда Советский Союз готовился начать кампанию давления на Турцию . Вячеслав Молотов , тогдашний министр иностранных дел , потребовал сдачи трех анатолийских провинций ( Карс , Ардахан и Артвин ); таким образом, война против Турции казалась возможной, и Иосиф Сталин хотел очистить стратегическое турецкое население, расположенное в Месхети , недалеко от турецко-грузинской границы, которое, вероятно, было враждебно советским намерениям. Так, в 1944 году турки-месхетинцы были насильственно депортированы из региона Месхети в Грузии и обвинены в контрабанде, бандитизме и шпионаже в сотрудничестве со своими родственниками через турецкую границу. Националистическая политика того времени поощряла лозунг: «Грузия для грузин» и что турок-месхетинцев следует отправить в Турцию «туда, где они и должны». Иосиф Сталин депортировал турок-месхетинцев в Среднюю Азию (особенно в Узбекистан ), тысячи которых погибли в пути в вагонах для перевозки скота, и грузинское правительство Звиада Гамсахурдиа не разрешило им вернуться на родину.
В период с конца 1950-х по 1970-е годы от 25 000 до 30 000 турок-месхетинцев поселились в Азербайджане; Кроме того, около 50 000 турецких беженцев-месхетинцев прибыли в Азербайджан из-за продолжающейся дискриминации, когда турки-месхетинцы, живущие в Узбекистане, стали жертвами беспорядков этнических узбеков в Ферганской долине, в результате которых погибло более сотни человек. Большая часть первой волны месхетинских турецких беженцев из Ферганской долины обосновалась в Саатлинском и Сабирабадском районах, а также в Хачмазском , Бейлаганском и Баку . Около 5000 турок-месхетинцев также прибыли в Азербайджан из России в течение 1990-х годов, а несколько сотен прибыли из Нагорного Карабаха в собственно Азербайджан во время войны 1991–1994 годов.
Миграция из турецкой диаспоры
В последние годы произошла миграция в Азербайджан из турецких диаспор . Это особенно заметно в отношении количества турецких немцев, которые получили азербайджанское гражданство, чтобы играть в национальной сборной Азербайджана (например, Уфук Будак , Тугрул Эрат , Али Гёкдемир , Ташкин Илтер , Джихан Озкара , Угур Памук , Тимур Темелташ , и Фатих Шанлы ).
Известные люди
В этот список входят известные этнические турки с азербайджанским гражданством. Многие турецкие азербайджанцы происходят из турецкой месхетинской общины или из Турции. Кроме того, есть известные лица из турецкой диаспоры , получившие азербайджанское гражданство, особенно из турецко-немецкой и турецко-голландской общин.
- Сима Агаева , художница ( турчанка месхетинского происхождения)
- Шафига Афандизаде , журналист ( турецкий месхетинец )
- Девран Айхан , футболист
- Исгендер Азнауров , национальный герой Азербайджана , участник Первой нагорно-карабахской войны ( турецкое месхетинское происхождение)
- Уфук Будак , футболист ( турецко-немецкого происхождения)
- Хюля Чин , футболист ( турецкий немец по происхождению)
- Мерт Челик , футболист
- Адиль Эфендиев , литературовед ( турецкий месхетинец )
- Барис Экинджер , футболист ( турецкое немецкое происхождение)
- Тугрул Эрат , футболист ( турецкое немецкое происхождение)
- Джаббар Файгов , военный врач ( турецкий месхетинец )
- Джем Фелек , футболист ( турецко-немецкое происхождение)
- Ашык Фейдаи , ашик ( турецкое месхетинское происхождение)
- Али Гёкдемир , футболист ( турецкое немецкое происхождение)
- Абдуррахман Гулахмадов , ученый ( турецкий месхетинец )
- Халис Гулахмадов , ученый ( турецкий месхетинец )
- Асиф Гаджылы , литературный критик ( турецкий месхетинец )
- Озан Кёкчу , футболист ( турецкое голландское происхождение)
- Муслим Магомаев , оперный и эстрадный певец (турецкий дед по материнской линии)
- Сергей Маркелов , футболист (отец турок, мать русская)
- Мовлуд Миралиев , олимпийский дзюдоист ( турецкий месхетинец )
- Омар Фаиг Неманзаде , журналист ( турецкий месхетинец )
- Эмин Нури , футболист ( турок болгарского происхождения и натурализованный гражданин Швеции и Азербайджана)
- Джихан Озкара , футболист ( турецкое немецкое происхождение)
- Ахмед бек Пепинов , политик ( турецкий месхетинец по происхождению)
- Мехмет Акиф Пирим , олимпийский спортивный борец
- Амель Сенан , актриса ( турецкий иракский отец)
- Шефика Шейхзаде-Эфендизаде , одна из первых женщин-журналистов, педагогов, писателей и благотворителей в Азербайджане ( турецкое месхетинское происхождение)
- Ильтер Ташкин , футболист ( турецкий, немецкого происхождения)
- Тимур Темелташ , футболист ( турецкий немец по происхождению)
- Дениз Йылмаз , футболист ( турецкое немецкое происхождение)
Турки ― патриотичный народ, их жизнь неразрывно связана с жизнью страны
В Турции я начала уделять внимание сохранению казахских традиций. Говорю на казахском, обучаю детей родному языку
Мы часто проводим встречи казахов ― играем на домбре, поем национальные песни, готовим бешбармак и другие традиционные блюда. Поддерживаем друг друга.
Турки называют казахов «настоящими турками». Причина тому легенда, что современные турки переселились с территории нынешнего Туркестана, но в процессе воин их родословная соединилась с арабскими племенами.
Турки так же гостеприимны и добродушны, как и казахи. Они всегда рады гостю, готовы помочь в любую минуту, не требуя ничего взамен.
Внешность
Их внешность схожа: средний рост, крупные черты лица и крепкое телосложение. Но у этих двух кавказских национальностей есть и некоторые отличия, которые помогут разобрать «кто есть кто?»
Таблица
Внешние признаки армян и азербайджанцев
Признак | ||||
Глаза | Волосы | Кожа | Рост | |
Армяне | Карие: 70% Голубые, зелёные, серые: 25% Черные: 5% | Светлые/рыжие: 20% Темно-русые/каштановые: 30% Черные: 50% | Светлый | От 1 м 70 см до 1 м 75 см |
Азербайджанцы | Карие: 45% Голубые, зелёные, серые: 5% Черные: 50% | Светлые/рыжие: 5% Черные: 95% | Темный | От 1 м 70 см до 1 м 75 см (также) |
Волосы
Волосы являются отличительной чертой армян и азербайджанцев. По словам этнографов, у большинства армян волнистые (иногда кучерявые) волосы. Распространены каштановые, черные, темно-русые, светлые и рыжие волосы. У мужчин армян они распространены по всему телу. Брови и ресницы густые и выразительные. То ли дело у азербайджанцев: у них преобладает черный цвет волос, и только 5% из 100 имеют рыжие или светлые волосы. В отлично от армян, у азербайджанцев в основном встречаются только прямые волосы. По своей структуре они гораздо жестче и жирнее волос армянского народа (у армян волосы мягкие и более гладкие). Посмотрев на прическу и укладку волос, по этим признакам можно понять к какой нации относиться стоящий перед вами кавказец.
Яндекс картинки
Глаза
Глаза у них немного отличаются. Рассмотрим, в чём именно.
- Форма. Глаза любого армянина или армянки большие и глубоко посаженные. У азербайджанцев глаза меньше, имеют схожесть с глазами азиатского типа (разрез).
- Цвет. По статистике, у большинства армян карие глаза, а у азербайджанцев карими глазами обладает чуть меньше половины всего народа (45%). Серые, голубые и зеленые глаза имеет четверть всего армянского народа (~25%), а у азербайджанцев лишь 5%. Черные (темно-коричневые) глаза среди армян встречаются крайне редко (у 5% людей). 50% азербайджанцев имеют черные (темно-коричневые) глаза.
Яндекс картинки
Тон кожи
Отличить их можно и по цвету кожи. Как ни странно, тон кожи у армян более светлый. Азербайджанцам свойственна более темная и смуглая кожа.
Можно подметить, что внешне азербайджанцы больше похожи на турков, а вот армяне — на наших братьев, жителей Северного Кавказа.
Стиль одежды (у мужчин)
Азербайджанцы одеваются по-деловому, строго и элегантно. Их национальная одежда подчеркивает прекрасную мужскую фигуру. А головной убор дополняет наряд.
Традиционной одеждой армянского народа является менее элегантно, чем азербайджанцев, но не менее красиво. Разноцветная верхняя одежда (чуха), сделанная из шерсти, надетая на белую рубашку до колена и на архалук (верхняя одежда, с воротником) золотые полосы и прибирающие ремни смотрятся очень колоритно. А на голову они одевают шапки разных фасонов.
Яндекс картинки
Рост
Рост у армян и у азербайджанцев примерно одинаковый, в среднем 170-175 см. Мужчины этой национальности относительно высокие.
Библиография
- Акинер, Ширин (1983), Исламские народы Советского Союза , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7103-0025-5.
- Беннигсен, Александр; Broxup, Мари (1983), Исламская угроза Советскому государству , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7099-0619-6.
- Берфорд, Тим (2011), Джорджия , Путеводители Брэдта, ISBN 978-1-84162-357-3.
- Коэн, Фредерик (2009), Кавказ: Введение , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-415-48660-6.
- Корнелл, Сванте Э. (2001), Маленькие нации и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе , Рутледж, ISBN 0-7007-1162-7.
- Курбанов, Рафик Осман-Оглы; Курбанов, Эрджан Рафик-Оглы (1995), , в Бордо, Майкл (ред.), Политика религии в России и новых государствах Евразии , М.Э. Шарп, ISBN 1-56324-357-1.
- Пентикяйнен, Оскари; Трир, Том (2004), Между интеграцией и переселением: турки-месхетинцы , Европейский центр по вопросам меньшинств
- Томлинсон, Кэтрин (2005), «Жизнь вчера, сегодня и завтра: турки-месхетинцы на юге России», в Crossley, James G .; Карнер, Кристиан (ред.), Написание истории, Конструирование религии , Ashgate Publishing, ISBN 0-7546-5183-5.
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
Язык
В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
Древняя история города ― главное преимущество для любителей архитектуры
Однако Стамбул ― город возможностей. Здесь можно найти хорошую работу и раскрыть потенциал. Древняя история города ― главное преимущество для любителей архитектуры.
Любимые места в Стамбуле ― Босфор, Анатолийское побережье, Большой базар, Собор Святой Софии. Я часто гулял по улицам Bağdat caddesi, Ortaköy и Beşiktaş.
Мой родной город находится в сельской местности. Я живу в небольшой тихой деревне, вокруг много зелени и чувствуется связь с природой. Здесь меньше развлечений, но я чувствую полную свободу. Мы выращиваем фрукты и овощи, готовим сыр и другие молочные продукты.
О сходствах и различиях
Турция ― многонациональная страна. Поэтому здесь чувствуется смесь различных культур, а каждый регион имеет особенности.
Курды уделяют внимание семейным ценностям. Наши семьи намного больше турецких, а семейные отношения крепче
У нас есть сходства в еде, курды также часто едят мясные и мучные блюда.
Мы стараемся придерживаться традиций. Уклад жизни меняется не только из-за влияния турок, но и из-за западной культуры.
Древность
Вопрос «Откуда произошли азербайджанцы?» актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.
Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.
История [ править ]
Османская миграция
Османские турки начали селиться в Азербайджане, когда регион перешел под власть Османской империи между 1578 и 1603 годами, а затем снова во время второго османского завоевания 1724 года до конца Первой мировой войны в 1918 году. В Советском Союзе в 1926 году было зарегистрировано 8 570 турок-османов, проживавших в Советском Союзе . Османские турки больше не указываются в переписи отдельно; предполагается, что те, кто проживал в Азербайджане, либо ассимилировались в азербайджанское общество, либо покинули страну. Примерно 19 000 потомков османских турок.(не считая турок-месхетинцев), по оценкам, проживают в Азербайджане.
Миграция турок-месхетинцев
Турки — месхетинцы первым прибыл в Азербайджан в конце девятнадцатого века, и более последовали в 1918-1920. Однако миграция в Азербайджан резко увеличилась после Второй мировой войны, когда Советский Союз готовился начать кампанию давления на Турцию . Вячеслав Молотов , тогдашний министр иностранных дел , потребовал сдачи трех анатолийских провинций ( Карс , Ардахан и Артвин ); таким образом, война против Турции казалась возможной, и Иосиф Сталинхотел очистить стратегическое турецкое население, расположенное в Месхети , недалеко от турецко-грузинской границы, которое, вероятно, было враждебно советским намерениям. Таким образом, в 1944 году турки-месхетинцы были насильственно депортированы из региона Месхети в Грузии и обвинены в контрабанде, бандитизме и шпионаже в сотрудничестве со своими родственниками через турецкую границу. Националистическая политика того времени поощряла лозунг: «Грузия для грузин» и что турок-месхетинцев следует отправить в Турцию, «где они и должны». Иосиф Сталин депортировал турок-месхетинцев в Среднюю Азию(особенно в Узбекистан ) тысячи людей погибли в пути в вагонах для перевозки скота , и грузинское правительство Звиада Гамсахурдиа не разрешило им вернуться на родину.
В период с конца 1950-х по 1970-е годы от 25 000 до 30 000 турок-месхетинцев поселились в Азербайджане; кроме того, около 50 000 турецких беженцев-месхетинцев прибыли в Азербайджан из-за продолжающейся дискриминации , когда турки-месхетинцы, проживающие в Узбекистане, стали жертвами беспорядков этнических узбеков в Ферганская долина, унесшая жизни более ста человек. Большая часть первой волны турецких беженцев-месхетинцев из Ферганской долины поселилась в Саатлинском и Сабирабадском районах и в районах Хачмаза ,Бейлаган и Баку . Около 5000 турок-месхетинцев также прибыли в Азербайджан из России в течение 1990-х годов, а несколько сотен прибыли из Нагорного Карабаха в Азербайджан во время войны 1991-1994 годов.
Миграция из турецкой диаспоры
В последние годы произошла миграция в Азербайджан из турецких диаспор . Это особенно заметно в отношении количества турецких немцев, которые получили азербайджанское гражданство, чтобы играть в национальной сборной Азербайджана (например, Уфук Будак , Тугрул Эрат , Али Гёкдемир , Ташкин Илтер , Джихан Озкара , Угур Памук , Тимур Темелташ , и Фатих Шанлы ).
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Кавказский субстрат
Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.
Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.
Генетическое тестирование
Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Анализ MtDNA показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях сгруппировались с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские тюрки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и ближневосточниками, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидное население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало говорящих на иранском языке жителей Азербайджанской Республики ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.
В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.
Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, группируются ближе с другими иранцами (например, персами и т. Д.), Чем с иранскими азербайджанцами. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.