Зовущая на подвиг: с чего начиналась «родина-мать»

Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.

Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.

С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.

Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.

Особенности

Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.

Первыми проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров. Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя нерелигиозного назначения.

Памятник сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.

Фигура имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.

Высота памятника «Родина-мать зовёт!»

Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено.

Высота статуи составляет 87 метров. Длина поднятого в правой руке меча — 33 метра.

После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров

Мамаев курган: история возникновения

Возможно, что он был курганом в древности, хотя в ходе эпизодических раскопок Нового времени ничего похожего не выявлено, как и не подтверждены слова Геродота о возведенном на нем царем Киром каменном военном укреплении. В XX веке раскопками заниматься было некогда. До Великой Отечественной войны большевикам было не до этого, хотя многие ученые и работали над вопросом о том, почему Мамаев курган так называется. До войны это место местные называли более прозаично – «бугор», что на наречии волжских татар звучит, как ни удивительно, «мамай». В период военных действий и обороны города курган называли «Высотой 102».

Сарматы, которые жили в этих местах почти тысячу лет до IV века, считали курган сакральным местом. То, что они проводили в этом месте свои тайные обряды, доказано историкам. Почему курган назвали Мамаевым, а не «курганом Кира», что было бы с исторической точки зрения более правильным? Ведь историки подтверждают факт нападения огромной армии персов во главе с Великим Киром в начале VI века нашей эры на поселившихся здесь скифов. Правда, скифы воевать «по правилам» не желали и между пирами и охотами вели партизанскую борьбу, сочетая ее с тактикой «выжженной земли». Кир поднимался на вершину кургана и даже, согласно Геродоту, построил на ней каменную крепость. Однако это ему не помогло, и от скифов он еле унес ноги.

На целое тысячелетие потух интерес кого-либо к этому месту. Возникла Золотая Орда, но эта точка на карте, а также сама история Мамаева кургана ее не интересовала. Пока в конце XIV века на вершине не появился великий Тамерлан. Он мстил Золотой Орде и хану Тохтамышу за набеги на свои земли. Неизвестно, действительно ли ему было видение, но после спуска с вершины он свернул этот поход и вернулся домой. Такое с Тамерланом случилось в первый и последний раз.

Интересные факты

В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.

Если сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.

Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».

Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.

Вокруг сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так и не удалось найти.

По некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Экскурсия

Любой турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган. Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса.

Обычно экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров.

За аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград. Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги.

Далее начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн, символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года.

В зале воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат, павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть траурный караул, и звучит тихая траурная музыка.

После зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери, которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное знамя.

И наконец, венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая, что, кажется, что она как бы парит в воздухе.

На протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно полюбоваться статуей в лучах прожекторов.

Оборона Сталинграда

И опять много веков подряд эта точка на карте никого не интересовала. Пока стратегической задачей на весну-лето 1942 года Гитлер не объявил взятие города имени Сталина, одним из основных узлов сопротивления которого и стал «большой бугор».

Сталинградская битва длилась 200 дней, около 135 суток (с сентября 1942 г. по январь 1943 г.) шло упорное сражение за не самый высокий холм Ергенской гряды — «Высоту 102». Первым на кургане расположился командный пункт 62 армии, которую в сентябре возглавил генерал-лейтенант В. И. Чуйков, отстоявший не только «Высоту 102», вокзал и примыкавшие к ним основные заводы, но и сам город. С него армии открывался прекрасный вид на половину города.

«Родина-мать зовёт!» сегодня

Родина-мать стала первым памятником в СССР, созданным из железобетона. Железобетон был одним из самых доступных и дешевых материалов. Однако из-за его использования на статуе начали появляться трещинки уже через несколько лет.

Впоследствии проводились реставрационные работы в 1972 и 1986 годах. В 1972 году также заменили меч. Кроме того, чтобы сохранить Родину-мать ее ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.

Внутри статуи натянуты специальные металлические канаты, способствующие дополнительной устойчивости. Они же отвечают за жесткость металлического каркаса. Не так давно на тросы установили современные датчики — сегодня состоянием конструкции специалисты следят с помощью компьютеров.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Памятник «Родина-мать зовет!» на google-панораме

Плакат И.М. Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Был напечатан заранее?

Вот смотрим и читаем:

с такой вот «легендой»:Интересна его история. Был взят как сувенир одним американцем в Берлине в 1945 году. В конце 80-х годов выставлен на продажу. Был куплен сегодняшним владельцем за 38 долларов. Он и сам не обратил внимания на дату. Дескать, плакат и плакат. И только недавно, собираясь его продавать, посмотрел на выходные данные. Разумеется, он сразу оценил примерную стоимость такого раритета. И продавать теперь категорически отказывается, хотя в последний раз ему предложили уже 15000 у.е

Далее есть ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Обе врезки набраны почему-то гарнитурой Times New Roman стандартной, это при том что они из разных типографий, а на плакате втором шрифт Times New Roman bold.Даты подписания «первого тиража» плаката в печать различаются — 15-е и 24 марта 41 года соответственно. С учетом расстояния между Москвой и Ленинградом и условий «тоталитарного сталинского ада» это просто нереально. Если на типографии поступал госзаказ — он поступал в один день, как газета «Правда». И дата подписания в печать у обоих плакатов была бы одинаковая !!!!!

 Берем и увеличил картинку плаката номер 2:

И что мы видим?

Ой, что это. Букафки-то совсем не расплылись, контрастные переходы с фоном — резкие. Откуда в 1941 году от РХ взялось такое качество печати? Это все равно что «золото 100-й пробы». На аналогичной фигне погорел неьезызвестный штирлиц из будущего, внедренец в феодальный Арканар, дон Румата Эсторский. Он тоже на нанокопировальной машинке штамповал монеты с профилем Пица VI-го из химически чистого золота. Так его дон Рэба и раскусил: » Это дьявольское золото! Человеческие руки не в силах изготовить металл такой чистоты!»Даже если бы пришельцы с Альфы Центавра и подарили дону Сталину идеальную типографию — такая красота в цифровом варианте все равно не получилось бы — так как несовершенна светопередача фотоаппарата, на который плакат «снимали».Зато такое качество можно получить в «Фотошопе», когда накладывается один слой поверх другого.Для сравнения — слова «Подписано к печати» с полей «Плаката » из Фрунзенской типографии:

=================

Теперь читаем и смотрим:

ВОТ ОН этот ПЕРВЫЙ плакат:

Если есть сомнения ?

 

Итак, в РГБ хранятся несколько сигнальных экземпляров плакатов И.М. Тоидзе «Родина-Мать зовёт!». Самый ранний из них датирован 4 июля 1941 г. Это позволяет зафиксировать на данный момент тот факт, что плакат «Родина-Мать зовёт!» был создан и растиражирован ПОСЛЕ 22 июня 1941 г. А именно 4 июля 1941 г. был подписан в печать ПЕРВЫЙ тираж этого плаката. Заявления о том, что этот плакат был создан ДО начала Великой Отечественной войны не подкрепляются никакими значимыми свидетельствами. Вот какие сигнальные плакаты имеются в РГБ:—————————————Художник: И. Тоидзе. Редатор Е. Поволоцкая.9429 от 4/VII-41Изд. 5262. Объём 1 б.л. Тираж 200000 экз. Цена 1 руб.Гос. изд-во «Искусство», М.-Л., 19413-я тип. «Красный пролетарий» ОГИЗа РСФСР трест «Полиграфкнига», Москва, Краснопролетарская, 16. П.7 / IV.01104 x 71—————————————Художник И. ТОИДЗЕ. Редактор Е. ПОВОЛОЦКАЯ.Д-1674. Подписано к печати 24/XII-41 г. Тираж 2080. Цена 1 руб 50 коп.Фрунзе. Киргизгосиздат. 1941Фрунзе, типолитография № 1, зак. № 2801это в РНБ, в РГБ есть и на киргизском, Энебиз-Родина Чакырат!—————————————Художник: И. Тоидзе. Ред. Соколов. Тираж 15000Ташкент. Узполиграфкомбинат. Заказ 2009бизд-во Уздавнашр, 1941—————————————Тираж 5000. Цена 1 руб 80.Тбилиси, 1941.35928 Изд. № 931—————————————Художник: И. Тоидзе. Редактор Е. Поволоцкая.Л38194 от 12 мая 1943 г.Тираж 100 000Изд. № 6117 Цена 60 коп2-е изд. Гос. изд-во «Искусство», М.-Л., 1943Отпечатано на машине глубокой печати в тип. «Гудок»—————————————

Технические характеристики

Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.

Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.

Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.

В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.

Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.

История строительства

Строили мемориал долгих 8 лет. Даты постройки монументального сооружения: 1959 — 1967 год.

Строительство было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года

Скульптором-основателем являлся Вучетич Е.В., который трудился совместно с подвижниками Тюренковым, Матросовым, Новиковым, Деминым и Белопольским.

Каждый участник строительства был удостоен высшей государственной награды. История строительства внесла огромный вклад в историческое наследие нашей страны.

В дальнейшем прошло две реставрации после строительства: через 5 лет, а затем спустя 14 лет.

Интересный факт: главным консультантом по строительству являлся командир армии, участник боев на Мамаевом кургане – Чуйков В. И.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.

Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.

Это интересно: 1389,Памятник Тарасу Шевченко (Краснодар)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector