«родина-мать зовет»

«Тыл — фронту»

Где находится: МагнитогорскВысота: 15 мСкульптор: Л.ГоловницкийГод создания: 1979 г.

Первый памятник данного триптиха — это «Тыл — фронту» в Магнитогорске. На нем запечатлен символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Магнитогорск выбран для установки памятника неслучайно — на территории Магнитогорского металлургического завода (ММК) в годы ВОВ разместились 43 предприятия, эвакуированных из европейской части страны за Урал. Можно условно подсчитать, что каждый второй советский танк был сделан из магнитогорской стали. Без тружеников тыла победа была бы невозможной.

Рабочий обращен лицом в направлении ММК, лицо солдата обращено на запад — туда откуда на Советский Союз наступал враг.

Ученые

На Поварской улице на доме 31/29 появились две доски крупным ученым, жившим по соседству, — Авраамию Завенягину (1901–1956), дважды Герою Социалистического Труда, организатору промышленности, куратору советской металлургии и атомного проекта, и Андранику Петросьянцу (1906–2005), председателю Государственного комитета Совета Министров СССР.

В Романове переулке (дом 3, строение 1) увековечили память Михаила Первухина (1904–1978) — первого заместителя председателя Совета Министров СССР, куратора создания советской атомной бомбы. Мемориальную доску на Ленинском проспекте (дом 57) открыли Антону Вольскому (1897–1966) — одному из первых создателей атомной науки, ученому-металлургу.

Доска Марату Тищенко (1931–2015), генеральному конструктору Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля, ликвидатору чернобыльской катастрофы, появилась на доме 5 в Рижском проезде, Борису Рунову (1925–2017), Герою Советского Союза, академику, ученому в области сельского хозяйства, — в Орликове переулке (дом 1/11). На Профсоюзной улице (дом 43, корпус 1) в феврале состоялось торжественное открытие мемориальной доски профессору и педагогу Владимиру Виноградову, который возглавлял Российский государственный университет нефти и газа в течение 31 года.

В августе в сквере у центрального офиса госкорпорации «Росатом» на Большой Ордынке был открыт памятник одному из создателей советского ядерного оружия Ефиму Славскому (1898–1991) работы скульптора Салавата Щербакова. С 1957 по 1986 год Славский возглавлял легендарное атомное министерство — Министерство среднего машиностроения СССР. Открытие памятника было приурочено к 75-летию атомной отрасли в России.

«Родина-мать зовет!» или меч поднят

«Родина-мать зовет!» г. Волгоград

Центральная часть ансамбля монумент «Родина-мать зовет!» не просто наиболее выдающаяся часть этого триптиха. Эта фигура занесена в книгу Гиннеса, как одна из самых высоких статуй в мире. Женская фигура с поднятым вверх мечом – достаточно неожиданный композиционный ход, который демонстрирует всю безвыходность ситуации. Родина-мать – некий собирательный образ, не просто призывающий к объединению для победы над врагом, но и демонстрирующий свою уязвимость вместе с решительностью. Не зря слабая женщина нашла в себе силы взять в руки оружие.

Скульптура высотой более 85 метров – это не только потрясающая идея и исполнение, но и точная работа инженеров, архитекторов и строителей. Для изготовления статуи весом 8 тонн, ушло 2,4 тонн металлоконструкций, 5,5 тонн бетона. Для того, чтобы установить Родину-мать, установили основу на глубину более чем на 15 метров. Толщина стенок больше 30 см. А внутри памятник похож на жилое здание, потому что он скреплен камерами и отсеками.

Меч был переделан позже

Кстати, сам меч, являющийся объединяющим элементом триптиха, в этой статуе был переделан. Сначала он был изготовлен из нержавеющей стали и покрыт титаном. Но так конструкция сильно раскачивалась, особенно при ветреной погоде. Позже, во время реконструкции лезвие меча заменили на фторированную сталь, к тому же добавили отверстия на самом верху.

«Воин-освободитель»

Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.

Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:

Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.

Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.

Описание скульптуры

Центральная скульптура архитектурного памятника «Героям Сталинградской битвы» является уникальным памятникам во многих отношениях. К его созданию привлекали различных специалистов: архитекторов, скульпторов, инженеров, металлургов.

Высота и материал памятника

Скульптура одна из самых высоких в мире. Причём её высота и вес считаются в двух категориях – с мечём и без меча.

Высота:

  • без меча – 52 м;
  • с мечём – 85 м (длина меча отдельно -33 м).

Примечание! Для сравнения – высота самых известных мировых статуй, таких как Статуя Свободы в США и Статуя Христа в Бразилии не превышает 50 метров.

Вес:

  • без меча – 8 т. тонн;
  • с мечём – 22 т. тонн (вес меча отдельно – 14 т. тонн).

В книге рекордов Гиннеса статуя (по габаритам) занимает 11 место в мире (изначально, в 1967 году, она занимала по высоте и весу первое место в мире).

При строительстве статуи использовались разные материалы. Но в основном металл (2500 элементов металлической конструкции) и бетон (5500 тонн).

Технические характеристики статуи таковы:

  • фундамент (глубина 15 м);
  • плита над фундаментом (2 м);
  • толщина стен памятника (30 см);
  • металлические тросы (95 штук).

Меч статуи изначально был изготовлен из обычной стали, но под воздействием различных природных факторов он начал деформироваться и издавать неприятные звуки при ветре. Именно поэтому в 1972 году меч заменили. Новый клинок был выполнен из формированной стали, боле устойчивой к воздействию дождя и ветра.

Полезно знать! Внизу, перед статуей, находятся специальные ниши для установки домкратов (на случай падения статуи). Они были спроектированы  одновременно с самой статуей. До наших дней эти ниши с домкратами ни разу не использовались.

Образ Родины-матери

Существует несколько легенд о том, что или кто послужил прообразом скульптуры. Первая легенда говорит о том, что Вучетичу позировали три простых девушки из Волгограда. Вторая указывает на то, что архитектор «списал» свою статую с фигуры парижской «Марсельезы». Также некоторые специалисты утверждают, что при работе над платьем Родины-матери скульптор брал за основу силуэт знаменитой греческой Ники Самофракийской.

Первая легенда более правдоподобна. В Волгограде до сих пор живёт Валентина Изотова, которая в возрасте 26 лет позировала Вутечичу, работавшему над статуей. Скульптора привлекло её выразительное лицо и спортивная фигура. На работу у них ушло коло 2 лет. Долгое время женщина молчала об этом скромном факте своей биографии, так как профессия натурщицы в 50-60ые гг XX  века в СССР считалась, мягко говоря, неприличной.

В целом, у архитектурно-проектировочной группы получилась женщина, которая делает решительный шаг на встречу врагам, а в руках держит меч, поднятый против оккупантов, пришедших на её землю. Рот её открыт в призывном крике, одежда развивается, она энергична, полна сил и решимости.  Понятно, что это своеобразная аллегория. Родина завёт своих детей подняться на борьбу с врагом.

«Родина-мать зовёт!» История создания памятника.

  • Консультации с военной точки зрения при строительстве давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил 62-армией, которая и участвовала в боях за Сталинград. Согласно его завещанию был впоследствии захоронен у подножья этого монумента, рядом со своими воинами.
  • От подножия до верхней площадки памятника 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. По плану и внутри должно было быть двести, но из-за пролетов их стало двести три.
  • Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали и обшит титановыми листами. Но такая громадная масса вместе с высокой парусностью меча стали вызывать деформацию меча и движения титановых пластин, к тому же создавая шум гремящего на ветру металла. Поэтому в 1972 году меч был заменен на полностью стальной клинок с отверстиями в верхней части, чтобы уменьшить парусность.
  • Фигуру женщины, «Родины-матери» отливали на месте. Рядом находил уменьшенный макет статуи в масштабе 1:10, с него же ярус за ярусом создавали этот грандиозный памятник. Во избежание внезапных остановок в строительстве все грузовые машины с бетоном были помечены специальном цветом, что давало им право проезда «на красный», а сотрудникам ГАИ было запрещено их останавливать. Голова отливалась отдельно и позже поднималась вертолетом.
  • Евгений Вучетич вспоминал в разговоре с советским ученым Андреем Сахаровым , «что когда его спрашивало начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво, он отвечал, — А она кричит — за Родину… вашу мать!»

Достоверных данных, с кого лепил скульптор эту фигуру нет. Наиболее вероятным считается, что это была советская легкоатлетка, метательница диска Нина Думбадзе, а лицо с собственной жены скульптора Вучетича. Хотя есть и другие версии.

На момент постройки статуя была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая высокая на тот момент в мире. Сейчас эта скульптура-статуя занимает 11 место в мире по высоте и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире.

История создания

Мужество, проявленное советскими воинами при обороне Сталинграда, а также победа в Сталинградской битве стали решающим моментом в ходе Великой Отечественной войны. Конкурс на создание монумента был объявлен ещё в 1944 году. Участвовать в нём могли все желающие.

Свои эскизы, воплощающие идею защиты Сталинграда, присылали и именитые архитекторы, и солдаты, участвовавшие в битве. Замыслы были самыми разными. К примеру, предложением Андрея Бурова стало создание 150-метровой пирамиды с переплавленными танками в верхней части.

Выбор места для монумента символичен – для всего мира оборона Сталинграда стала примером непревзойдённого героизма и мужества советского солдата / Г.Зельма,1942 год,

Мне сложно представить, насколько непростой была задача по выбору одного предложений из целого моря самых разных (и нередко – прекрасных) идей. В итоге была выбрана работа скульпторов Евгения Вучетича и Николая Никитина.

Кстати, первоначально скульптура должна была выглядеть несколько иначе. Согласно замыслу ваятелей, на ней изображалась женщина, Родина, которой коленопреклонённый солдат отдавал свой меч. Однако было принято решение изменить суть композиции. К тому времени война ещё не закончилась, а потому отдавать меч не стоило.

Высоко поднятый меч олицетворяет силу и готовность к борьбе с врагом

Особенности статуи

Однако к возведению монумента приступили лишь в 1959 году.  На кургане перед Сталинградом (ныне – Волгоградом) были установлены строительные леса, создана насыпь, на которой и должна была в дальнейшем появиться «Родина-мать». Однако процесс  создания длился восемь долгих лет.

Считается, что источником вдохновения для создания знаменитой скульптуры для Евгения Вучетича стал барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Кроме того, заметно сходство «Родины-матери» с известной античной статуей Ники Самофракийской.

Франсуа Рюд Барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке, 1836 год, Париж, Франция

Неизвестно, с кого скульпторы лепили своё великое изваяние. Предположительно фигура была создана с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а вот лицо «Родины-матери» очень напоминает облик супруги Вучетича.

С процессом возведения было связано немало сложностей. Одна из них крылась в особенностях материала, из которого была создана статуя. «Родина-мать зовёт!» – первое железобетонное изваяние. Конечно, железобетон принадлежал к одним из самых дешёвых материалов, однако он не был долговечным.

Уже через год после создания монумента стали проявляться микротрещины, что грозили уничтожить результат восьмилетнего труда ваятелей за недолгий срок. Из-за этого скульптуру стали ежегодно обильно покрывать водоотталкивающим составом.

Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.

История монумента

Автором памятника является архитектор Е. В. Вучетич (он является автором множество скульптурных композиций). По его проекту эта скульптура строилась с 1959 по 1967 гг.

Всеми расчётами занимался доктор технических наук Н. В. Никитин (он также проектировал и рассчитывал Останкинскую башню в Москве и здание МГУ там же).

Военным консультантом был маршал В. Чуйков. Именно он командовал 62-й армией,  во время обороны Сталинграда и именно он отдал приказ до последнего солдата оборонять Мамаев курган.

Место для монумента было выбрано не случайно. Недалеко от памятника находится легендарная 102 высота, которую советские солдаты обороняли более 140 дней (здесь погибло 34 505 солдат). Вся земля рядом с памятником пропитана кровью защитников Отечества. Именно поэтому, все приходящие сюда люди испытывают чувство гордости за совершенный их предками подвиг и чувство горечи от невосполнимой утраты.

Монумент отливали прямо на Мамаевом кургане согласно макету, уменьшенному в 10 раз (отливка статуи шла согласно макету, каждой его части). Только голова и меч создавались в другом месте и были привезены к кургану на вертолете и с помощью него же установлены.

С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводятся работы по укреплению и реконструкции памятника. В  2010 году здесь также начали проводить работы по обеспечению безопасности монумента. На кончике меча и внутри статуи установлены специальные датчики, которые постоянно отслеживают показатели устойчивости статуи.

Внутрь статуи могут попасть только учёные, отслеживающие её состояние; лифтов внутри нет, так что на самый верх учёным приходится подниматься пешком.

«Подвигу 28» (Героям-панфиловцам»)

Где находится: Подмосковье, Волоколамский район, ДубосековоВысота: 10 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.Федоров, В.Датюк, Ю.Кривущенко, С.ХаджибароновГод создания: 1975 г.

Памятник посвящен легендарному подвигу героев-панфиловцев: 28 бойцов дивизии 316-й стрелковой под командованием генерал-майора Ивана Панфилова ценой своих жизней преградили здесь путь 18-ти немецким танкам. Неравный бой произошел 16 ноября 1941 г. и продолжался 4 часа, почти все панфиловцы погибли, но при этом не уступили ни пяди земли захватчикам. Считается, что во время именно этого боя политрук Клочков произнес ставшую знаменитой фразу:

28 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» была опубликована статья об подвиге панфиловцев, который стал одним из символов невероятной доблести и мужества советских солдат, проявленных при обороне Москвы и в целом на протяжении войны.

Мемориал состоит из 6-ти10-метровых фигур, олицетворяющих 6 разных национальностей бойцов, состоявших в дивизии Памфилова и, соответственно, является напоминанием не только об их личном подвиге, но и о том, что Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была «одной на всех», достигнутой благодаря содружеству народов.

В 2016 году создан одноименный фильм «28 панфиловцев» — изначально «народный проект», собиравший финансирование на платформе краудфандинга (микроинвестиции), он затем получил широкую огласку и финансовую поддержку Министерства культуры Рф и Министерства культуры Казахстана.

Памятник Солдату и Матросу в Севастополе

Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.

Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.

«Город-герой»

Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.

«Тыл-фронту» или меч выкован

«Тыл фронту» г.Магнитогорск

Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.

Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.

Так ковалась победа в тылу

Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.

Описание монумента

Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.

О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.

В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы

Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.

Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.

Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия

А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.

Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»

Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.

Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.

В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.

Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.

«Воин-освободитель» или меч опущен

«Воин-освободитель» г. Берлин

В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.

У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.

На скульптуре изображен реальный советский солдат

Примечательно, что сам Сталин приложил руку к созданию памятника, заложив основу всего триптиха. По задумке в руках у солдата был автомат (ну какой меч мог быть в руках у солдата того времени?), но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие, тонко прочувствовав, что меч придаст больше трагичности и драматизма.
Скульптура была отлита в бронзе в Ленинграде и состояла из шести частей, затем их перевезли в Берлин. После того как памятник был открыт, он был передан Берлину. Около мемориала проводятся памятные события и по сей день.

Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.

8

Просмотрено:
1 130

Янус Полуэктович

3 742

Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!

Комментарии: 15Публикации: 599Регистрация: 13-08-2019

Герои Великой Отечественной войны

Летом в сквере на Комсомольской площади открыли памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, внесшим вклад в победу над фашизмом. Коллектив авторов под руководством народного художника России скульптора Cалавата Щербакова изобразил героев: у основания на низком гранитном цоколе располагаются фигуры монтера пути, руководителя дороги, машиниста, стрелочницы и мастера — тех, без кого невозможно представить железную дорогу. Сверху разгоняются бронепоезд и паровоз. Монумент создали на пожертвования работников отрасли.

Памятная доска сотрудникам ТАСС, освещавшим события Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, появилась в мае на фасаде штаб-квартиры информационного агентства на углу Большой Никитской улицы и Леонтьевского переулка. В основе композиции — сюжеты известных снимков военных фотокорреспондентов ТАСС («Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над Рейхстагом» и «Парад Победы на Красной площади» Евгения Халдея), другие ее важные элементы — карандаш, сумка-планшет и фотоаппарат Leica, главное оружие журналистов того времени. Памятная доска создана в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, авторами стали архитектор Денис Бобылев и скульптор Кирилл Бобылев.

В эти трудные годы ТАСС работал бесперебойно: десятки корреспондентов и фоторепортеров прошли Великую Отечественную войну. Благодаря их труду мир узнавал о последних событиях, их работы стали документальными свидетельствами преступлений фашизма и использовались в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе.

В декабре в Екатерининском парке открыли памятный знак в честь 6-й дивизии московского народного ополчения. Стена с пятиконечной звездой символизирует подвиг рабочих, которые, не имея военной подготовки, в 1941 году встали на защиту столицы. В дивизию вступило около восьми тысяч человек из 170 учреждений и предприятий в возрасте от 18 до 55 лет, почти никто из них до этого не держал в руках винтовку.

Ко Дню героев Отечества приурочили открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Виктору Юдину (1923–1985) по адресу: улица Островитянова, дом 39. Здесь он жил с 1970 по 1985 год. От заводского токарного станка в августе 1941-го он ушел в Красную армию, а через два года окончил курсы младших лейтенантов. При форсировании реки Ост-Одер в районе Грайфенхагена (Польша) и реки Вест-Одер севернее населенного пункта Мешерин рота 194-го стрелкового полка (162-я стрелковая дивизия, 70-я армия, 2-й Белорусский фронт) старшего лейтенанта Юдина первой вошла в воду, перебралась на другой берег и захватила плацдарм, отразив ряд контратак противника.

Авторы мемориальной доски — скульптор заслуженный художник России Игорь Бурганов и архитектор Юрий Менчиц. Это первая из пяти изготовленных мемориальных досок в рамках совместной программы Правительства Москвы и Московского клуба героев по увековечиванию памяти героев Советского Союза, живших в столице. Еще четыре планируется открыть в феврале ко Дню защитника Отечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector