Удмуртская государственность: вчера и сегодня

Имя

Название удмурт происходит от * odo-mort ‘луговые люди’, где первая часть представляет пермский корень * od ( o ) ‘луг, поляна, дерн, зелень’. Это подтверждается документом 1557 года, в котором удмурты наряду с традиционным русским названием отяки упоминаются как луговые люди — «луговые люди» .

Вторая часть murt означает «человек» (ср. Коми морт , мари мари ), вероятно, раннее заимствование из скифского языка: * mertä или * martiya ‘человек, человек’ (ср. Урду мард ), что, как полагают, было заимствованный из индо-арийского термина * maryá- «человек», буквально «смертный, тот , кто обязан умереть» (< PIE * КОММЕРЧЕСКИЙ «умереть»), сравнить Старый INDIC Марьи «молодой воин» и Старый Indic мрает ‘ воин-колесница », которые связаны конкретно с лошадьми и колесницами. Протоиндоевропейские корни слов * mer- , * moro-s и * mer связаны с производным словом * marko (с суффиксом * -ko), означающим «лошадь». Это связано с суффиксом форме корня найден в прото-алтайского * mórV ( «лошадь»), сравнить Прото-Mongolic * Мори ( «лошадь»), прото-тунгусский * Мурин ( «лошадь»), прото-корейский * màr («лошадь») и, возможно, также в протодравидийском языке * mar-ai («к. оленя»). По словам лингвиста Т. Михайловой, это индоевропейское слово было заимствовано в Центральной Европе от алтайского . Индо-европеисты Т. Гамкрелидзе и В. Иванов связывают это слово с конными алтайскими племенами в эпохе бронзы .

С другой стороны, в русской традиции название «луговые люди» относится к обитателям левого берега реки в целом. В последнее время наиболее актуальной является версия В. В. Напольских и С. К. Белых. Они предполагают, что этноним был заимствован либо из индоиранского * anta ‘вне, близкий, последний, край, предел, граница’, либо из тюркско-алтайского * anda / * ant ‘клятва (в верности), товарищ, друг ».

Климат и природа

Ижевск – зеленый город, окруженный лугами и густыми смешанными лесами. Климат города, как и всей республики, характеризуется как умеренно-континентальный. Зима отличается крепкими морозами. Лето короткое и теплое. Температурные показатели для воздуха ночью и днем зависят от конкретного месяца:

  1. январь: – 14,2; – 11,8;
  2. февраль: – 13,3; – 9,3;
  3. март: – 7,9; – 3,0;
  4. апрель: + 1,1; + 5,6;
  5. май: + 9,6; + 17,6;
  6. июнь: + 13,8; + 21,9;
  7. июль: + 15,3; + 25,4;
  8. август: + 14,0; + 23,8;
  9. сентябрь: + 8,7; + 15,4;
  10. октябрь: + 1,6; + 5,0;
  11. ноябрь: – 4,5; – 2,5;
  12. декабрь: – 10,2; – 8,5.

Первое число в списке – средняя температура ночью, второе – днем. Дожди чаще идут в летние месяцы, в апреле и сентябре. Солнечных дней больше всего в мае и летом. Безветренная погода характерна для июля.

Флора города представлена 1700 разновидностями растений. В Ижевске и пригородах можно увидеть сибирские пихты, финские ели, черемуху, лиственницы, кедры и другие деревья и кустарники. В местных лесах, рощах и на лугах обитают беркуты, лисицы, глухари, барсуки, филины, черные аисты, куницы, иволги, лоси, ястребиные совы и другие животные и птицы.

Кроме Ижа, по территории города протекают 12 рек. На северо-западе удмуртской столицы расположен Ижевский пруд, протянувшийся на 11,6 км. Ширина – от 788 м до 2,56 км. На юге Ижевска находятся еще два небольших пруда: Пироговский и Сепычевский.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты. Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами. Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Местное самоуправление

Городскую думу составляют 42 депутата, избираемые на пятилетний срок; Дума занимается принятием нормативных документов, утверждением городского бюджета, территориальным планированием, контролирует работу должностных лиц, организует муниципальные выборы. Депутаты большинством голосов избирают председателя Думы, который руководит её деятельностью.

Глава муниципального образования, выбираемый Городской думой из состава депутатов, является руководителем города; в его обязанности входит утверждение и обнародование нормативно-правовых актов, принятых Думой, назначение руководителей структурных подразделений, образующих городскую администрацию, организация регулярного взаимодействия местной власти с населением.

Ижевск делится на пять административных районов — Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Устиновский. Все районы имеют примерно равную численность жителей. Каждый район имеет свою администрацию, занимающуюся решением местных вопросов, руководителя которой назначает Глава города.

Сарапул

Город Сарапул основан в 1780 году на месте села Вознесенское и развивался как купеческий центр, порт на реке Кама.

Сегодня Сарапул — второй по величине город в Удмуртской республике. Здесь функционирует крупный промышленный комплекс. Лидирующее положение занимает машиностроение. Предприятия Сарапула располагают мощным промышленным потенциалом.

Сарапул — родина кавалерист- девицы Надежды Дуровой, служившей в армии русского полководца Кутузова.

Численность населения сегодня — около 110 тыс. человек.

Поставлена задача превратить Сарапул в развитый туристический центр. Географическое положение города для этих целей очень благоприятно: здесь пересекаются водные, железнодорожные и шоссейные транспортные артерии. В Сарапульский порт заходят прогулочные теплоходы, курсирующие в бассейнах Камы, Оки и Волги.Сарапулу есть что показать своим гостям.

Центр города представляет собой великолепный ансамбль зданий, возведенный в XIX веке и имеющих архитектурную и историческую ценность. 150 памятников архитектуры города охраняются государством.

Сарапул богат и культурными традициями: в нем в середине XIX века была открыта первая на территории Прикамья публичная библиотека и первая женская гимназия. Почти столетнюю историю имеют краеведческий музей и театр.

Адрес администрации г. Сарапула:

427600 Удмуртия, г.Сарапул, Красная площадь, 8, тел.: (34147) 3-20-40

«Как не» или «как ни»?

Частица ни по сравнению с отрицательной частицей не употребляется значительно реже, но как раз с различением именно этих частиц в русском языке связано немало трудностей. Порой бывает сложно сразу определить, что в том или ином предложении писать правильно — ни или не. Но, в принципе, все не так сложно. О том, как отличить не от ни, и пойдет речь в этой статье.

Пишем не

Выбор между ни и не часто зависит от смысла фразы. Следует запомнить, что не отрицает, а ни усиливает. Давайте подумаем и разберем простые примеры. Сначала рассмотрим отрицание с не:

  • Я пришла не одна (а с подругой).
  • Не раз я приходила (а три раза).

Отрицание также можно выразить при помощи союзов если не, то; не то, не то; не то чтобы не; не только, но и. В этих конструкциях употребляется только не. С не употребляются следующие слова: едва, только, пока.

Поговорим об отрицании двойном. У него получается противоположный смысл. Например, «не могла не посмотреть» – значит, посмотрела или «не смогла не взять» – значит, взяла. В этих случаях применяем только не.

Пишем ни

А теперь рассмотрим усиление, которое дает ни. Выглядеть это будет следующим образом:

  • Ни одна не пришла (то есть, совсем никто).
  • Дома ни души (то есть, совсем никого).

Теперь об устойчивых формах с ни. Они относятся к так называемым «прозрачным» случаям употребления ни:

  • Ни свет ни заря, ни дать ни взять, ни с того ни с сего, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть (запятой разделять не нужно).
  • Во что бы то ни стало, как бы там ни было, ни с того ни сего.
  • Употребление ни парное: ни ни. В этих случаях отрицательную частицу можно либо просто опустить, либо заменить и: «Ни хлеба, ни зрелищ люди не получили». (Хлеба, зрелищ люди не получили. И хлеба, и зрелищ люди не получили).
  • Часто можно услышать вопрос о том, как правильно писать: как ни странно или как не странно. Пишется как ни странно. Это устойчивое сочетание (фразеологизм), которое используется в качестве союза.
  • Встречается ни в похожих между собой конструкциях: что бы ни, где бы ни, сколько бы ни.
  • Еще следует разобраться, как пишется правильно: как не или как ни. Писать нужно как ни. Это опять же фразеологизм, используемый в качестве союза.
  • Тот же самый ответ можно дать и на следующий вопрос: как следует писать: как бы не или как бы ни. Как бы ни — это также фразеологизм, пишется именно так.

Как писать не или ни

  • Рассмотрим два похожих между собой примера и подумаем, как писать не и ни. Примеры: «Где я только не была!» и «И где я ни была, везде хорошо». Почему в первом случае мы пишем не, а во втором ни? В простом вопросительном или восклицательном предложении следует писать не, в придаточном же предложении пишется ни. В этом случае правильность выбора между ни и не легко проверяется. Если убрать частицу и смысл предложения при этом не потеряется, то пишется ни, если же смысл изменится, то не.
  • Бывают случаи, когда выбор между ни и не зависит от ударения. Например, не у кого и ни у кого, то есть, правильность написания снова зависит от смысла. Но в данном случае бывают и исключения. Например, сложно определиться с написанием наречия нимало и немало. Например: «нимало не испугался» и «немало воды утекло». В данном случае можно применить правило, которое было использовано выше. Убрать частицы и определить, что произошло со смыслом. Но можно использовать вариант и проще: нимало — то есть совсем, немало — то есть много. Первое усиливает, второе отрицает.

Итак, если вы запомните, что выбор правильного написания частиц не и ни зависит от смысла, и то, что не отрицает, а ни усиливает, то вы больше никогда не будете задавать вопрос, как отличить не от ни.

Теперь вы знаете о: «как правильно республика удмуртия или удмуртская республика».

  • Не знаю или незнаю — как правильно пишется слово — как правильно не знаю или незнаю
  • На счЁте или на счетУ? Запоминаем раз и навсегда — как правильно на счете или на счету
  • Обрезка смородины осенью — как правильно обрезать — Времена года — обрезка красной смородины осенью или как правильно обрезать
  • Как Правильно Томара Или Тамара — томара или тамара как правильно на русском
  • Назначение на должность или утверждение в должности — как правильно в должности или на должности работает
  • По другому как пишется? Ответ ЗДЕСЬ! — другого или другово как правильно написать
  • Преклонение перед героями — как правильно преклонение перед героями или преклонение героям
  • За грибами — Русский язык для нас — за грибами или по грибы как правильно
  • Как правильно писать: в соответствие или в соответствии? — не соответствие или несоответствие как правильно писать
  • В течение года как пишется — в течение года или в течении как правильно

← Вместо или в место — как правильно пишется слово — как правильно вместо или вместоКак правильно пара чулков или пара чулок? Русский язык — как правильно пара чулков или чулок →

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. 1.Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. 2.Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. 3.Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Имели ли народы возможность сохранять свою идентичность, развивать культуру и язык в последние годы перед революцией?

Владимир Воронцов: Официально каких-то запретов в отношении инородческого населения Поволжья не было. Если, скажем так, это население исповедовало православие. Некоторые небольшие ограничения существовали по отношению к мусульманскому населению. Запретов не было, но и не было какой-то существенной поддержки в плане развития национальной школы, прессы, театра, библиотек и так далее.

Стоявшие у истоков государственности Удмуртии. Из материалов Национального музея УР

В принципе, даже та начальная школа (церковно-приходская), которая функционировала в среде нерусского населения, ориентировалась на обрусение инородцев.

Например, согласно программе известного просветителя, Н. И. Ильминского, «родной разговорный язык инородцев должен быть орудием обучения в инородческой школе до времени основательного усвоения русского языка учащимися инородцами, а русский язык до того времени должен быть предметом изучения», четырехлетний курс начального обучения был разделен на два отделения.

В младшем отделении обучение детей проводилось на родном языке, в старшем – преподавание шло на русском языке. По замыслу чиновников министерства просвещения, с помощью родного языка инородец должен был лучше освоить православие и русскую культуру.

Рустам Касимов: И в этой связи можно ещё упомянуть о связи русской культуры с православной религиозной культурой. Безусловно, это оказывало влияние на формирование этнического самосознания. Например, магометане, то есть мусульмане, всегда находились в некоторым соподчиненном состоянии по отношению к русской православной культуре. Это касается всех инородцев того времени.

Владимир Воронцов: Православие было государственной религией, поэтому все остальные конфессии по статусу были ниже. Так же как и великороссы являлись государствообразующим народом, и вольно или невольно это осознавалось не только «в верхах, но и в низах».

Рустам Касимов: Говоря о современных татарах, можно предположить, что именно тогда, в XIX веке, формируется феномен, с которым мы сейчас сталкиваемся — отождествление религиозной составляющей с национальной.

Например, сегодня некоторые говорят, что «истинный татарин – он мусульманин». Хотя с точки зрения религиоведения, культурологии, этнологии — это совершенно необязательно. Необязательно, чтобы татарин был мусульманином, те же татары — кряшены это подтверждают своей историей и культурой. И необязательно, что каждый мусульманин – татарин.

Но в старину в наших краях стереотипы играли важную роль. А в силу проводившейся в стране политики в духе лозунга «Православие. Самодержавие. Народность», для того, чтобы как-то консолидироваться вокруг своего этноса, татары и башкиры выбрали религию одним из мощных факторов этнической консолидации и мобилизации. И здесь татары-магометане сплотились вокруг ислама, и для них религиозный фактор стал одним из ведущих. Это то, что их отличало от русских и удмуртов.

Кроме этого есть и бытовые моменты: особенности языка, элементы национального костюма, элементы национальной кухни, специфические для татарской и тюркской культуры.

У нас в регионе, например, среди татар и башкир, традиционно принято употреблять в пищу конину. Среди мусульман, к слову сказать, это не принято, но вот здесь принято. Есть такая традиция. Есть некий стереотип, «татары – это обязательно конская колбаса и чак-чак».

У удмуртов, опять же не знаю почему, ассоциируются гастрономические стереотипы с перепечами, и с кумышкой. Кстати говоря, это один из элементов, в том числе, играющий как этнический фактор. У русских тоже есть традиционный набор, известный по всей России – «баня, водка, гармонь и лосось».

И получается, что этнические факторы – язык, обычаи и обряды, национальная одежда и, безусловно, яркие народные праздники формируют своеобразие местных национальных культур.

Несмотря на то, что всё это земледельческие культуры, по сути, многие элементы традиционной культуры схожи, все праздники похожи, многие обычаи и обряды, но… Всё равно, отдельные отличительные элементы есть и они говорят, что, «это вот — наш праздник, этот вот – у них. Это мы делаем так, а у них – вот так делают».

В 1920 году была создана Вотская Автономная область, но, изначально, не в тех границах, которые есть у нас сейчас. В чем причина этого?

Рустам Касимов: Прежде всего, в этих границах формируется историческое этническое ядро удмуртского этноса. То есть большая часть того, что стало Вотской АО — это и есть «национальное государство удмуртов». В основном это, так называемый, «северный куст», то есть традиционная территория проживания северных удмуртов.

История Вотской АО в изначальных границах — это мнение, в некотором смысле, подтверждает. С другой стороны, чисто технический момент — революционные события шли последовательно, и как тут не припомнить Глазов в качестве первой столицы автономии. Юг ещё лихорадило активными военными действиями «красных» и «белых», а север, в этом смысле, был более стабилен, был лоялен большевикам.

С точки зрения социокультурной составляющей, видимо, тогда это было верное решение. И, очевидно, в тот момент эта составляющая доминировала над экономической и политической. Потому что в перспективе, когда к Удмуртии будут прибавлены «русские районы», это будет вызвано, прежде всего, экономическими и политическими факторами.

Карта Вотской автономной области, совмещенная с картой современной Удмуртии. Из материалов Национального музея УР

Владимир Воронцов: Всё так, но это ещё не всё. Дело в том, что проблемы межнациональные были, и их не могло не быть в многонациональной стране. И в этой ситуации, когда меняется статус одного народа, автоматически он меняется и для другого народа.

Тот народ, который даже формально имел раньше больше прав, у него возникают опасения за прежний статус и права. В определенной мере, это выразилось в противостоянии представителей коммунистической партии русских и удмуртов по национальности.

А вообще, были разные проекты создания автономии. Например, Татаро-Башкирская республика, куда приглашали войти марийцев, удмуртов, чувашей и другие поволжские народы. На первом Всероссийском съезде удмуртов (июнь 1918 г.) этот вопрос обсуждался. Делегаты прямо говорили о том, что в такой республике средства и усилия будут в первую очередь направляться для развития татар и башкир, а уже затем остальным.

Другая альтернатива была в создании Прикамской губернии, причём идея возникла ещё до революции. С территориально-экономической точки зрения она была вполне целесообразна, и, если бы не Первая мировая война, ближе к 1920 году мы бы такую губернию очевидно увидели. Сарапул на тот момент был экономически более развит, чем даже Вятка. Но что вкладывалось в эту идею?

Большевики-удмурты хотели, чтобы это был центр удмуртской автономии. А русские коммунисты, представители сарапульского уездного комитета партии считали, что удмуртский народ еще не готов к автономии. В сентябре 1920 года Сарапульский уездный комитет партии принял решение обратиться в ЦК РКП(б) с заявлением «О нецелесообразности выделения Вотской автономной области», в связи с тем, что якобы удмуртское население слишком разбросано и в большинстве смешано с русским, что удмурты совершенно не интересуются своей нацией, что работников-удмуртов почти нет, а имеющиеся по своему уровню не подготовлены к тому, чтобы быть руководителями самостоятельного центра.

Несмотря на то, что центральные органы власти выступили против этого демарша сарапульцев, тогдашние лидеры национального движения и коммунисты-удмурты, прежде всего Трофим Борисов и Иосиф Наговицын, понимали, что в сложившихся условиях не смогут справиться с этим противостоянием. Возможно, и поэтому Сарапульский уезд первоначально не вошёл в состав Вотской АО.

Культура

Михайловский собор — один из главных храмов Удмуртии.

Удмуртский фольклор понимается как в широком смысле (калык нер, алык тодон-валан, алык виз — народные знания, народная мудрость), так и в более узком (алык лос, алык лбурет — народная поэзия, устная поэзия). В повседневной жизни фольклор не делится на жанры, он воспринимается в единстве с материальной культурой, с религиозными, правовыми и этическими аспектами. Популярные термины-определения включали в себя ритуальное действие (сяам, нерге, йилол, кистон, куяскон, сюан, мадискон), символически образные и магически образующие слова (мадкыл, выжыкыл, тункил, кылбур), музыкально-хореографическое поведение (крез, гур, шудон-серекян, тэтчан, эктон)

Арбитражный суд Удмуртской Республики

Контактная информация

Информация справочного характера:

тел. (3412) 602-643,

тел. (3412) 602-620

Прием документов:

г. Ижевск, ул. Ломоносова 5

тел. (3412) 602-643

г. Ижевск, ул. Ломоносова 5

тел. (3412) 602-620

г. Ижевск, ул. Ломоносова 5

тел. (3412) 602-643

факс (3412) 602-628

Административная коллегия,

5 судебный состав

г. Ижевск, ул. Свободы 139

тел. (3412) 602-625

факс (3412) 602-625

пн., вт. — ул. Свободы 139, каб.14;

ср., чт. — ул. Ломоносова 5, каб. 403

тел. (3412) 602-602

  • Верховный суд
  • АС Уральского округа
  • 17 ААС

Отделение-НБ Удмуртская Республика

Уважаемые лица, участвующие в деле!

Обращаем Ваше внимание, что информацию о ходе рассмотрения дел (поступление, судебные акты, обжалование и т.д.) Вы можете получить, воспользовавшись следующими сервисами:

1. Картотека арбитражных дел. Сервис позволяет получить доступ к информации по любым делам в арбитражных судах. Для получения информации Вам достаточно указать известные параметры (номер дела, наименование, ИНН, ОГРН участника дела, Ф.И.О. судьи или дату поступления заявления), используя представленную форму поиска на странице.

2. Банк решений арбитражных судов. Сервис позволяет получить доступ к информации по любым делам в арбитражных судах. Система позволяет искать требуемый документ по разнообразным критериям, а именно: по номеру дела, по наименованию стороны, участвующей в деле, по виду и категории спора, по тексту судебного акта, по наименованию арбитражного суда.

3. Электронный страж. Сервис позволяет осуществить подписку на информацию по делам либо по номеру дела, либо по названию участника. Для получения информации через сервис необходимо пройти процедуру регистрации (наименование, ИНН, ОГРН, адрес, номера телефонов, адрес электронной почты и т.д.) и создать свою учетную запись, образующую «Личный кабинет». После регистрацию в сервисе «Электронный страж» Вам предоставляется возможность использовать «Личный кабинет» для подачи документов в суд в электронном виде, через систему «Мой Арбитр» (порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде).

Влияние соседей

Удмурты – один из самых древних народов Приуралья. Археологи доказали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель, о чём свидетельствуют находки. Большинство учёных придерживается версии автохтонности удмуртского этноса, который в дальнейшем испытал на себе влияние соседних народов, например, славян и тюркских племён.

Интересно, что на севере Удмуртии ощущается культурное воздействие русских, а вот южные регионы долгое время находились под влиянием тюрков, что и отражается на современном менталитете удмуртов этого края.

Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов. Благодаря славянам удмурты освоили новые принципы земледелия, переняли использование разнообразных орудий труда.

В удмуртских домах появилась традиционная русская печь, значительно преобразился даже национальный костюм (хотя своих характерных особенностей он не потерял). Историки считают, что именно русские принесли на земли удмуртов письменность, что стало основой для развития литературы и различных культурных направлений.

География

Республика расположена к западу от Уральских гор и граничит с Кировом , Пермью , Башкортостаном и Татарстаном .

Удмуртия — республика в Российской Федерации, расположенная в Центральной России между рукавами двух крупнейших и старейших рек Европы: Камы и ее правого притока Вятки.

Город Ижевск — административный, промышленный и культурный центр Удмуртии. Территориально он расположен недалеко от Москвы, столицы и крупнейшего города Российской Федерации. В городе хорошо развита транспортная система (включая воздушную, наземную и водную).

На западе и севере Удмуртия граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермской областью, а на юге — с республиками Башкортостан и Татарстан.

Климат

В республике умеренно- континентальный климат с теплым летом и холодной снежной зимой.

Средняя температура
Месяц Средняя температура
Январь -14,5 ° С (5,9 ° F)
июль +18,3 ° C (64,9 ° F)
  • Среднегодовое количество осадков : 400–600 мм.

Достопримечательности Ижевска

Ижевск развивается, становится всё краше и краше. В год 250-летия столицы Удмуртии (2010) на Центральной площади города появился оригинальный памятник-талисман Ижевска симпатичный Ижик, на установку которого жители города собрали более 80 тысяч старых ключей общим весом свыше 180 кг.

Следует отметить, что в городе уже несколько оригинальных стел и монументов:

  • это пельмень у кафе «Позимь» (2004);
  • крокодил в зелёном кафтане на перекрёстке улиц Советской и Ком­мунаров (2005);
  • железная коза в Берё­зовой роще (2006);
  • собака-космонавт Звёздочка в районе Старого аэропор­та (2006);
  • бронзовый волк Акела при входе в зоопарк (2008) и другие.

История Удмуртии

Постоянные поселения в этих местах появились за 8-6 тысяч лет до нашей эры. О происхождении и исторической родине удмуртов продолжаются дискуссии. В настоящее время известно несколько археологических культур, связываемых с пермянами — предками удмуртов и коми — ананьинская, пьяноборская, поломская и чепецкая. На рубеже 1-2 тысячелетий нашей эры происходит формирование собственно удмуртского этноса — особенности национального характера, обычаев, обрядов и удмуртского языка. Старое русское название удмуртов — отяки, вотяки, под этим именем они были известны в XIX — начале XX в. и западно-европейским ученым.

По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси. Развитые мифологические представления оставили многочисленные следы в обычаях и обрядах удмуртов-язычников.

Не так давно Удмуртия прославилась на весь мир фольклорным ансамблем Бурановские бабушки. Среди СМИ Удмуртии выделяется Ижевское информагентство «Сусанин». ИА «Сусанин» неоднократно становилось обладателем премий в области журналистики, в том числе, премии «Золотая акула».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector