Типы станций

Московский метрополитен

Московскому метрополитену часто приписывают звание самого красивого метрополитена в мире. Многие станции украшены тематическими панелями, мозаикой, люстрами, скульптурами и витражами различных художественных стилей и больше похожи на подземные дворцы, чем на станции метро.

В метро даже есть находки, которые могут заинтересовать палеонтологов, так как в некоторых мраморных плитах, используемых для украшения многих станций, есть возможность обнаружить окаменелости, если достаточно внимательно посмотреть.

Таким образом, метро само по себе является туристической достопримечательностью. Существует возможность посетить лучшие станции в рамках экскурсии с гидом. Самые красивые станции расположены на Кольцевой линии.

Станции мелкого заложения

Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.

Колонные станции мелкого заложения

Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)

Станция «Сокольники»

Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.

Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».

Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».

Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.

Однопролётные станции мелкого заложения

Станция «Волжская»

Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.

Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.

Односводчатые станции мелкого заложения

Станция «Митино»

Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.

Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.

Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.

Экскурсии в метро Москвы

Экскурсии в метро Москвы — это очень увлекательное времяпровождение. Вам расскажут об истории проектирования метро, что оно значило для советских людей, как менялось метро с годами в послевоенное время. Вы научитесь читать любые станции и замечать те детали, которые многие не видят.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 10 656 times, 19 visits today)

«Дзержинская» («Лубянка»)

Станция была названа по площади в честь революционера и государственного деятеля СССР Ф. Дзержинского. Переименование произошло в 1990 году вслед за изменением названия площади. Исторически данное место называлось Лубянкой, о чем свидетельствовали документы XVI века. Архитектором станции выступил Н. Ладовский, инженером-конструктором — А. Денищенко, а архитекторами вестибюлей -Д.Фридман и И. Ловейко.

Строительство станции велось в трудных гидрогеологических условиях, так как у рабочих возникли проблемы с использованием лубянской глины. 27 марта 1934 года было собрано аварийной совещание, где архитекторы подняли вопрос о переносе станции. Это решение не поддержали, но проект несколько изменился. Вместо центрального зала стали строить две платформы, как и на «Кировской». Глубина станции — 32,5 метров. В оформлении пилонов использовался серый мрамор. Архитектор экспериментировал с отделкой и, в отличие от коллег, использовал достаточно темные цвета. При реконструкции «Дзержинская» была облицована с использованием серого и белого мрамора.

«Дзержинская». (pinterest.com)

Станция имеет два подземных вестибюля, во время открытия первой ветки функционировал только западный. Он получился достаточно длинным и мрачным, что неоднократно вызывало критику со стороны коллег-архитекторов.

Станции глубокого заложения

Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.

Пилонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)

Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)

Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.

Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.

Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом

Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)

Станция «Шаболовская»

Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.

К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».

Колонно-пилонные станции глубокого заложения

Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения

Станция «Сретенский бульвар»

Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.

В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.

Колонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая колонная станция (общий вид)

Станция «Маяковская»

Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.

Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.

Колонно-стеновые станции глубокого заложения

Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения

Станция «Крестьянская Застава»

Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.

Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.

Односводчатые станции глубокого заложения

Станция «Тимирязевская»

Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.

Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».

Текст: Константин Венцлавович

2010—2016 «Наш транспорт»
2002—2010 «Моё Метро»

Ударная стройка на годы вперед

Это была очередная ударная стройка советской власти. В газетах тогда писали, что за короткий срок на благо Родины был совершен трудовой подвиг. Силами московских комсомольцев, бетонщиков «Днепростроя» и шахтеров Донбасса главная стройплощадка Москвы не остановилась даже в годы Великой Отечественной войны. Кстати, до ее начала открылись вторая и частично третья линии метро.

Был во всей истории метрополитена лишь один день, когда он не открыл свои двери – 16 октября 1941 года. Днем раньше комитет обороны приказал эвакуировать вагоны, заминировать инженерию и подготовить объект к затоплению. Так что метро не работало, но уже к вечеру приказ отменили, и судьба подземного города была решена. К счастью, ведь во время войны метрополитен выполнял функцию бомбоубежища. Здесь же разместились библиотека, штаб противовоздушной обороны Москвы и даже ставка Верховного Главнокомандования нашла временное пристанище в столичной подземке.

После войны приступили к строительству четвёртой ветки и Кольцевой, с которой, кстати, связано множество историй. Оказывается, в первоначальных планах о ней не было речи, впрочем, как не было ее и на схемах 33-38 гг. Необходимость объекта вскрылась лишь после открытия второй очереди метрополитена. Слишком большой оказалась нагрузка на пересадочных станциях.

С такой конструктивной особенностью – ни в одном другом метро России ничего подобного нет – связана легенда. Начало Кольцевой линии положила…кружка кофе! Сам Сталин поставил чашку на очередной проект метрополитена, и прямо в центре города от нее остался круглый след. Отсюда же пошла и вторая история о коричневом цвете при изображении кольца на схемах. Правда это или нет, но только в 1943 году стало понятно, что строительству быть. Проект обрел новые задачи: кольцевая линия должна была соединить все основные московские вокзалы и разгрузить Садовое.  На нем располагались только Курский и Павелецкий пункты.

Большая стройка завершилась в 1954-м году. Параллельно шли работы на Арбате. Станции в случае ядерных ударов должны были стать бомбоубежищами. Начавшаяся «холодная» война подгоняла проектировщиков. Темпы строительства наращивались, рекорды сменяли друг друга. Скорость прокладки тоннелей доходила до 650 метров в месяц и явно опережала даже строительство жилых районов. Известен случай, когда в котлован будущей станции «Юго-западная» провалилась корова.

Метро приходило туда, где еще в буквальном смысле было чистое поле и деревни. После Москвы метрополитены открылись в 12-ти городах по всему СССР: в Ленинграде в 1955 году, в Свердловске – в 1991-м. После распада Союза на территории РФ появилась лишь одна новая подземка: в 2005 году метро торжественно открыли в Казани.

Но метро, сверкнув перилами дубовыми…

Песня старого извозчика – это, как ни странно, настоящий гимн метро и новой жизни. Москва росла: к 1915 году в городе проживали два миллиона человек, требовался общественный транспорт. Конка и трамваи не справлялись с потоком пассажиров и знаменитые московские пробки возникли не сегодня, а в 20-е годы прошлого столетия. Только тогда они были трамвайными! В начале 30-х годов население Москвы приблизилось к четырем миллионам, и транспортная нагрузка потребовала принятия решений.

Но справедливости ради стоит упомянуть тот факт, что впервые о создании метро заговорили еще в царские времена. Когда столицу перенесли из Петербурга обратно в Москву, она приросла новым населением. А коллективизация только увеличила народный поток. Облегчить передвижение по городу должно было как раз метро: первая линия соединила бы Курский вокзал и Марьину рощу.

Метровокзал располагался бы на Красной площади, почти там, где сегодня стоит Мавзолей. К тому же Москва не хотела отставать от европейских и американских городов, где метрополитены уже открылись. Вслед за Лондоном линии подземок протянулись в Будапеште, Париже, Вене, Афинах и Токио, Мадриде и Стамбуле. Инженеру Балинскому и архитектору Кнорре, несмотря на эту техническую гонку, отказали.

В дело о метро вмешались извозчики, трамвайные депо и даже церковь! К доводам тех и других прислушались и в 1902 году проект свернули. Ну а вернуться к нему в скором времени помешали первая мировая война и революции.

К 1923 г. стало понятно, что тянуть и дальше со строительством новой транспортной развязки было невозможно. Новые власти приняли историческое решение о возобновлении работ, только вот планы устарели, и без очередного конкурса для инженеров и архитекторов было никак не обойтись. Проект так называемого Мясницкого радиуса не реализовали, метро Болдырева и Владимирова в конструктивистском стиле отклонили, отказ получил и знаменитый германский концерн – заказчик и исполнитель не сошлись в суммах.

Но начинать строительство того, что быстро и дешево смогло бы перевозить людей, то есть, метро, все-таки было нужно. В 1931 году пленум Центрального Комитета постановил организовать трест «Метрострой», который практически сразу приступил к работам. В итоге в 1934 году на станцию «Комсомольская» уже въехал пробный состав. Случилось это за семь месяцев до официального открытия метро. Первая очередь была построена меньше чем за пятилетку. Как пропел свою лебединую песню старый извозчик: «чтоб запрячь тебя, я утром отправляюсь от Сокольников до Парка на метро».

Кропоткинская

Эта станция названа в честь Петра Кропоткина-князя, родившегося неподалеку. Она была открыта в 1935 году. До 1957 года станция называлась Дворцом Советов, так как там планировалось построить массивный Дворец Советов, где сейчас стоит реконструированный Храм Христа Спасителя.

Зал станции планировалось использовать в качестве подземного вестибюля дворца. Из-за войны проект так и не был реализован.

Если вы думаете, поехать в Москву туром или самостоятельно, то советуем вам посмотреть цены на туры. Снизу в форме вы можете выбрать свой город, желаемые даты и нажать на кнопку «Найти». Вам отобразятся все возможные варианты.

Наземные станции

Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.

Наземные крытые станции

Станция «Мякинино»

В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.

Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.

К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».

Наземные открытые станции

Станция «Измайловская»

Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.

В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».

К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».

«Комсомольская»

Станция «Комсомольская» получила название по одноименной площади. Она была переименована незадолго до строительства метро. Ранее площадь называлась Каланчёвской по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной башней — каланчой. Архитекторами станции выступили Д. Чечулин и А. Тархов, инженером — конструктором — Н. Кабанов, а художником — Е. Лансере.

Глубина заложения — 8 метров. На её площади находятся 23 колонны, облицованные темно-жёлтым мрамором. Их основание венчают бронзовые эмблемы Коммунистического интернационала молодёжи. Чтобы вместить большое количество пассажиров, станция была сконструирована с помощью боковых пешеходных балконов, которые изначально имели асфальтовое покрытие. Пол платформы облицован гранитом, а при оформлении стен использовался розовый мрамор. Для освещения использовались шарообразные лампы. Главным украшением станции служит майоликовое панно «Метростроевцы». В работе отражен труд комсомольцев — строителей московского метрополитена.

«Комсомольская». (pinterest.com)

На данный момент станция имеет два наземных вестибюля. Один ведёт в здание Казанского вокзала, а второй — на Комсомольскую площадь. В 1952 году из-за большого количества пассажиров последний «северный» вестибюль был расширен, поэтому оригинальная архитектура до наших дней не сохранилась.

Московское метро славится своими ответвлениями. Так между «Комсомольской» и «Красносельской» находилось ответвление на электродепо «Северное». За полгода до официального открытия первой линии из него в тестовом режиме выехал первый пробный состав.

Ежедневно 42 минуты под землей: метро в цифрах и фактах

На самом деле точное время пребывания пассажиров в метро неизвестно: 42 минуты – это слова одной из многочисленных песен про московский метрополитен. Зато известно, сколько пассажиров перевезено за 80 лет – более 145 млрд жителей и гостей столицы!

Ежедневно в подземку спускаются порядка восьми миллионов человек. Ну, а рекордом по перевозке для столичной железной дороги стал день празднования 850-летия Москвы. 6 сентября 1997 года метрополитен зафиксировал цифру в 14 миллионов, что стало абсолютным показателем.

Вообще, поток пассажиров в столичном метро – один из самых высоких в мире и по интенсивности использования стоит на третьем месте вместе с подземками Сеула и Шанхая. Но никто еще не смог преодолеть мировой рекорд московского метрополитена по сокращению до 90 секунд интервалов между прибытиями поездов в час пик.

В это время наступает настоящий транспортный коллапс, и именно с ним связано понятие «эффект «Выхино». На этой станции поезда заполняются так, что больше ни на какой, вплоть до пересадки на Кольцевой, пассажиры в вагон попасть просто не могут. И если про этот эффект многие слышали, то вряд ли широко известно, что с «Динамо» связано открытие спонтанного деления урана. Эксперименты проводились именно в помещении этой станции. И это несмотря на то, что она – не самая глубокая.

Первенство принадлежит «Парку Победы» — она ниже уровня поверхности на 84 метра! Эта станция считалась одним из долгостроев московского метро, но все-таки самый долгий промежуток от начала строительства до открытия принадлежит не ей, а «Спартаку». Целых 39 лет понадобилось на то, чтобы объект был введен в строй.

Конечно, кроме станций и линий, известных каждому, кто пользуется этим видом транспорта, есть и те, что засекречены. Инфраструктура подземки – это действительно город в городе, его, после публикаций в журнале «Огонек», стали называть «Метро 2». При помощи инфракрасного излучения, спектрального анализа, все объекты зафиксированы. Больше того, поддерживаются в порядке, ведь они по-прежнему стратегически важны.

А еще у столичного метро (Москва) сразу два голоса! Едущим в центр или по часовой стрелке на кольцевой линии пассажирам остановки объявляет мужчина, из центра или против часовой на кольце – женщина. «Пол» глашатая зависит от направления движения. Такой способ предложили члены Общества слепых для того чтобы им было легче ориентироваться в подземке.

Ну, а в народе сразу предположили: это такое звуковое кодирование! Начальник зовет в офис, жена – домой. Но бывают и исключения. На Сокольнической линии правила звукового сопровождения отменяются по большим праздникам вроде Дня города и Нового года. Тогда станции объявляют известные артисты.

Московский метрополитен – первый в России по протяженности, почти 350 км. Сегодня это 13 линий, 206 станций, а с 2002 года столичная железная дорога впервые вышла за пределы МКАД. Такое огромное транспортное хозяйство поддерживают порядка 50 тысяч человек.

Штат работников метро вполне сопоставим с населением провинциального российского города. Кстати, говорят, что самый популярный тост у сотрудников подземки звучит так: «Пражского пива, киевского торта, комсомольского здоровья и первомайской погоды!». Что ж, все ключевые станции в нем упомянуты, но метрополитен развивается и дальше.

К 2020 году протяженность путей возрастет еще на 100 км, количество остановок увеличится до 252.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector