Плавание «титаника»
Содержание:
- Повесть под названием «Тщетность», опубликованная за 14 лет до отплытия «Титаника», казалось, предсказывала катастрофу
- Первый и единственный рейс
- Титаник
- Трагедия столетий
- Olympic-class ocean liner
- Реальные факты о крушении «Титаника», которые малоизвестны.
- Фредерик Флит
- Характеристики «Титаника»
- Откуда и куда плыл Титаник
- Ранние годы и начало работы
- Состав экипажа и пассажиров
- Почему на “Титанике” было мало шлюпок?
- Мишель и Эдмонд Навратиль
- Дж. Брюс Исмей
- История создания
- Первый рейс “Титаника”
- Госпитальное судно
- Неизвестные герои “Титаника”
- Пассажиры о трагедии
- Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»
- Мадлен Астор
- «Титаник» в книгах и фильмах
- Наследие “Титаника”
Повесть под названием «Тщетность», опубликованная за 14 лет до отплытия «Титаника», казалось, предсказывала катастрофу
Экипаж «Титаника» / Topical Press Agency/Getty Images
Повесть американского писателя Моргана Робертсона «Тщетность» была опубликована в 1898 году, за 14 лет до отплытия «Титаника». Сюжет был сосредоточен вокруг гибели вымышленного корабля под названием «Титан». Совпадение?
Согласно Time, между потоплением вымышленного корабля в повести Роберстона и реальным «Титаником» есть жуткое сходство. Во-первых, названия кораблей отличаются всего двумя буквами (сравните сами: «Титан» и «Титаник»). Судна были почти одинакового размера, и оба пошли ко дну в апреле из-за айсберга. Оба корабля называли непотопляемыми, и у обоих было недостаточно шлюпок, чтобы спасти всех пассажиров.
Автора обвинили в том, что он экстрасенс. Однако Робертсон объяснил, что сверхъестественное сходство — результат его обширных познаний: «Я знаю, о чем пишу, вот и все».
Первый и единственный рейс
«Титаник» отплыл из Саутгемптона 10 апреля 1912 года. Томас вел специальную тетрадь, в которую записывал свои замечания по работе механизмов и систем корабля – эта информация пригодилась при реализации дальнейших проектов. Конструктор оказался очень популярен как среди простых пассажиров, так и у членов экипажа. Его неизменные доброта и отзывчивость располагали к себе, поэтому доверительные отношения выстраивались очень легко.
Столкновение с айсбергом произошло в ночь с 14 на 15 апреля около полуночи. Эндрюс к этому моменту уже спал, поэтому удара не ощутил. Масштаб повреждений стал понятен не сразу – капитан Эдвард Смит вызвал к себе главного конструктора для оценки ущерба. Томас провел обследование и понял, что корабль спасти не удастся. У лайнера было повреждено 6 отсеков, которые заполнялись водой. По расчетам Эндрюса, через два часа «Титанику» суждено было пойти ко дну.
Оставшееся время конструктор потратил на то, чтобы убедить пассажиров надеть спасательные жилеты и подняться к спасательным шлюпкам. Есть несколько версий того, в какой именно части корабля Томаса Эндрюса застала смерть. Однако это не имеет большого значения – его тело так и не было найдено, а выжившие свидетели трагедии говорили о конструкторе как о человеке, принявшем героическую гибель.
Единственная дочь Эндрюса Элизабет замуж никогда не выходила, но она стала первой женщиной-ирландкой, которой выдали лицензию пилота. В 1973 году Элизабет погибла в авиакатастрофе, когда летела из Слейна в Дублин.
Титаник
На стыке 19-го и 20-го веков крупнейшей судоходной компанией в Британии была «Уайт Стар Лайн». Все свои корабли она строила в Белфасте на верфи «Харланд энд Вульф». Два этих крупных игрока заключили взаимовыгодное соглашение – один обязывался не строить суда конкурентам, другой мог делать заказы только у «своего» кораблестроителя. «Харланд энд Вульф» хорошо справлялась с большими заказами, потому что была в тот момент одним из самых крупных судостроительных предприятий в мире. Количество ее работников составляло около 15 000 человек.
В 1907 году глава «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей обсудил с Уильямом Пирри строительство новых океанских лайнеров. Было решено превосходить конкурентов не в скорости, а в размерах кораблей – это несло меньше затрат при достаточной прибыли за одновременную перевозку большого числа пассажиров. Так появились корабли класса «Олимпик», которые в итоге были построены в трех экземплярах.
Лайнер “Олимпик”
В том же 1907 году Томас Эндрюс стал одним из трех конструкторов при постройке первого суперлайнера нового типа, который назвали «Олимпик». Здесь он набрался опыта и через два года единолично возглавил строительство «Титаника», ничем не отличавшегося от первого судна.
Безопасность «Титаника» обеспечивалась за счет двойного дна и разделявших корпус 16 водонепроницаемых отсеков. По расчетам Эндрюса, даже при заполнении четырех отсеков водой лайнер сможет продолжать движение.
2 апреля 1912 года «Титаник» проходил ходовые испытания, в которых, естественно, участвовал и главный конструктор. Корабль высотой с 11-этажный дом проследовал из Белфаста в Саутгемптон – расстояние по морю между городами составляет 600 миль. Отсюда лайнер готовился отплыть в Нью-Йорк.
На первый рейс «Титаника» компания «Харланд энд Вольф» выставила гарантийную группу из 9 высококлассных специалистов, главой которой был назначен, конечно же, Эндрюс. Их задачей было наблюдение, описание и устранение любых неполадок в разных корабельных системах.
Трагедия столетий
О трагедии корабля знают все, но мало кто знает, какого числа утонул «Титаник». Эта трагедия, произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля, унесла жизни более 1500 человек. В основном это были пассажиры третьего класса. А всего на лайнеры было более 2200 пассажиров.
А в каком океане утонул «Титаник», куда он плыл? Кораблекрушение произошло в Атлантическом океане. Лайнер следовал из Саутгемптона в Нью-Йорк, а затонул недалеко от Ньюфаундленда.
Несмотря на предупреждения об айсберге, капитан не снизил скорость и не сменил курс. Он был уверен в непотопляемости лайнера. Из-за высокой скорости удар по корпусу был сильным. Но если бы капитан отдал приказ о снижении скорости или же изменил маршрут, то сила удара была бы меньше, и ее не хватило бы для пробивания корпуса. Капитан Смит не проследил за тем, чтобы шлюпки были полностью заполнены людьми. В итоге погибло очень много людей, хотя могли спастись многие пассажиры, и остался бы корабль.
Сам айсберг, с которым столкнулся корабль, относится к «черным». Их особенность в том, что они переворачиваются таким образом, что на поверхности находится их темная сторона, из-за чего такие препятствия плохо видны. В ту роковую ночь, несмотря на спокойную воду, не было луны, и видимость была резко ограниченной. Ледяную глыбу заметили слишком поздно.
На корабле не было сигнальных ракет. Конструкторы были настолько уверены в непотопляемости корабля, что даже не подумали снабдить «Титаник» ими. А ведь все могло сложиться иначе. Через полчаса с момента трагедии в 5-6 милях от лайнера проходил корабль, но из-за отсутствия ракет, невозможно было подать сигнал бедствия. Попытки связаться с проходящим мимо судном не дали результата. Тогда Смит приказал дать сигнал ракетами. Когда вскрыли ящики, рулевой и капитан были сильно удивлены – в нем находились только белые ракеты и ни одной красной, сигнализирующей о бедствии. Тогда Смит приказал стрелять белыми, в надежде, что они догадаются о беде. Но никто даже не подумал о кораблекрушении, все решили, что на «Титанике» праздник и это салют.
Olympic-class ocean liner
“Британник” вводился в эксплуатацию в 1914 году, и на тот момент он вместе с одноклассниками был самым большим судном в мире. “Олимпик” – единственный из серии смог поработать по назначению долгое время – он возил пассажиров из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. Его попилили на металл только в 1935 году, когда судно морально и физически устарело.
Следующим после него был “Титаник”, потерпевший крушение во время своего первого пассажирского рейса. А вот “Британник”, изначально строившийся под именем “Гигантик”, побыть в своей настоящей роли не успел. Помешала Первая мировая война.
Реальные факты о крушении «Титаника», которые малоизвестны.
В апреле 1912 года мир потрясла страшная новость – шикарный лайнер «Титаник», который отправился в свой первый рейс по Атлантике, потерпел крушение. Трудно найти человека, который бы не слышал о трагичной истории судна, затонувшего в результате столкновения с айсбергом.
Она легла в основу многих художественных произведений, а также породила множество легенд и теорий. Самой известной кинокартиной, в подробностях изображающей страшную трагедию, по праву считается фильм 1997 года с участием Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет (на Оскаре 1998 года картина собрала 11 статуэток). Но даже в 3,5 часа экранного времени невозможно уместить все, что случилось той апрельской ночью.
Мы в 1Gai.Ru собрали для вас 18 малоизвестных фактов о печально знаменитом лайнере.
Фредерик Флит
Люди, выжившие на “Титанике”, получили психическую травму на всю оставшуюся жизнь. Многие чувствовали “вину выжившего”, но у некоторых было особое состояние – чувство, будто они могли что-то сделать, чтобы предотвратить эту ужасную катастрофу.
Одним из таких был Фредерик Флит. Именно он первый заметил айсберг из вороньего гнезда примерно в 23:40. Он сразу же позвонил в звонок и помчался к старшим со словами «айсберг прямо перед нами».
Редкие фото выживших (видео 5 минут)
Но он был недостаточно быстр, и “Титаник” не смог уйти от столкновения.
Далее Флиту было приказано грести на спасательной шлюпке – так ему удалось избежать смерти. Всю оставшуюся жизнь он утверждал, что трагедии можно было избежать, если бы в вороньем гнезде был бинокль.
Флит продолжал работать в море до 1936 года. После этого он стал кораблестроителем.
Вскоре он женился, у него родилась дочь. После того, как его жена умерла в 1964 году, зять Флита выгнал его из дома.
Фредерик Флит покончил жизнь самоубийством всего две недели спустя.
Характеристики «Титаника»
При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.
Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.
Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков закрашены синим
Откуда и куда плыл Титаник
По фильму Кэмерона мы знаем, что лайнер направлялся в Нью-Йорк. Американский развивающийся город должен был стать конечной остановкой. А вот откуда плыл Титаник, далеко не все знают точно, считая, что отправной точкой был Лондон. Столица Великобритании не была в рядах морских портов, потому и пароход оттуда не мог отправиться.
Роковой рейс начался из Саутгемптона – крупного английского порта, откуда пролегали трансатлантические рейсы. Путь Титаника на карте четко показывает движение. Саутгемптон – это и порт, и город, расположенный в южной части Англии (графство Хэмпшир).
Посмотрите, как пролегал маршрут Титаника на карте:
Ранние годы и начало работы
Томас Эндрюс родился в 1873 году в графстве Даун на северо-востоке Ирландии. Его отец входил в состав Тайного Совета Ирландии – это традиционный для монархий орган, члены которого дают консультации главе государства. Старший брат Томаса впоследствии стал премьер-министром Северной Ирландии. Судьбу нашего героя также во многом предопределили родственные связи – его дядя по матери Уильям Пирри был одним из совладельцев компании «Харланд энд Вольф», а также лорд-мэром Белфаста.
В 1884 году Томас уехал в Белфаст в Королевский академический институт, откуда в 16-летнем возрасте отправился работать на дядину верфь. Там он стал особым ассистентом лорда Пирри и под его руководством начал углубленно знакомиться с разными сторонами работы компании. 12 лет заняло обучение Томаса практическим аспектам. В 1901 году он перешел на должность менеджера строительных работ и стал членом Совета морских архитекторов. В 1907 году Томаса Эндрюса назначили исполнительным директором «Харланд энд Вольф».
В 1908 году кораблестроитель женился, и спустя два года у него родилась дочь Элизабет.
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.
Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни
В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.
Холл первого класса на «Титанике»
Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.
Почему на “Титанике” было мало шлюпок?
Из истории крушения корабля все знают, что на нем не было достаточно спасательных шлюпок. Но когда вы посмотрите на реальные цифры, то поймете, насколько небрежной была политика “White Star Line”.
На борту «Титаника» находилось около 2200 пассажиров (никто не знает точного числа, потому что некоторые путешествовали зайцем), а официальная вместимость спасательных шлюпок составляла 1178 человек.
При этом выжило всего 712 человек… Почему?
Многие из лодок были спущены на воду только наполовину заполненными
Это покажется сумасшествием, пока мы не вспомним, что все, от пассажиров до экипажа, думали, что «Титаник» непотопляем, и что заполнение лодок – это просто предосторожность. . История “Титаника” за 8 минут
История “Титаника” за 8 минут
Также многие офицеры, отвечающие за загрузку лодок, следовали строгому принципу «только для женщин и детей». Это означало, что, когда они не могли найти достаточно женщин и детей, они спускали лодки на воду незаполненными.
Так почему же у Титаника было только 20 спасательных шлюпок, когда ему нужно было как минимум вдвое больше?
На корабле должно было быть 64 шлюпки, но главный конструктор Александр Карлайл запланировал места всего для 48-ми. Тем не менее, и этого было бы достаточно, чтобы спасти всех – при условии, что шлюпки были бы правильно загружены.
Но кто-то в “White Star Line” решил сократить количество лодок до 20. Потому что “из-за 48-ми шлюпок корабль будет выглядеть слишком загруженным”. Вот подлинная история “Титаника”.
Мишель и Эдмонд Навратиль
Мы больше знаем о судьбах выживших пассажиров первого класса «Титаника», потому что в те дни считалось, что богатые люди – единственные, о которых стоит говорить.
Меньше известно о людях, путешествующих во втором и третьем классе. Это особенно печально, поскольку наибольший процент смертей (76%) был как раз среди пассажиров третьего класса. Из путешествующих вторым классом погибли 58%, первым – 39%.
Мишель и Эдмонд Навратиль (2 и 4 года соответственно) плыли вторым классом. Отец вез их в Америку без ведома матери, поэтому они путешествовали под вымышленными именами.
После того, как судно столкнулось с айсбергом, отец спустил мальчиков в спасательную шлюпку, а сам остался на тонущем корабле.
Мишель и Эдмунд были единственные выжившие на “Титанике” дети, которых не сопровождал ни один взрослый. Они не говорили по-английски, поэтому после трагедии не могли рассказать, кто они такие.
Даже после того, как на “Карпатии” нашли переводчика, ни один из мальчиков не мог сказать ничего членораздельного.
Немногим позже, мать “сирот” увидела их фотографию в газете и узнала сыновей. Она понятия не имела, что они были на борту “Титаника”.
Братья, выжившие на “Титанике”, вернулись во Францию, где и оставались до конца своих дней. Эдмонд умер в 40 лет, а Мишель дожил до 92-х.
Дж. Брюс Исмей
Если вы хвастаетесь всему миру, что ваш корабль непотопляем, а затем он тонет, то вам, возможно, стоит утонуть вместе с ним.
По крайней мере, таково было общественное мнение в отношении Дж. Брюса Исмея, президента “White Star Line”. Он был на “Титанике” и стал одним из немногих мужчин, кто получил место в спасательных шлюпках.
После трагедии Исмей стал объектом всеобщей критики. Это были его решения: ограничить количество шлюпок на борту и идти через зону льдов в ночь столкновения.
Исмей был признан невиновным, но его репутация так и не восстановилась. Он ушел в отставку из “White Star Line” в 1913 году и отправился в “добровольное изгнание” в Ирландию.
Там Исмей спокойно дожил до 1937 года, когда он умер от инсульта.
История создания
Предпосылки к созданию
Логотип White Star Line
Логотип Cunard Line
В 1897 году немецкое пароходство «Norddeutscher Lloyd» построило лайнер Kaiser Wilhelm der Grosse, который отобрал у лайнеров британской компании «Cunard Line» Lucania и Campania Голубую Ленту Атлантики. В то время ни у «White Star Line», ни у «Cunard Line» не было достаточно быстрого судна, чтобы вернуть эту награду. У Кунард Лайн были финансовые проблемы, из-за которых они не могли построить быстроходное судно, а у Уайт Стар Лайн попросту не было нужды в быстроходном судне, ведь они обладали самым большим судном в мире — «Океаником». Тогда Кунард Лайн обратились за ссудой к Британскому Правительству. Последние согласились с условием возможного фрахтования лайнеров для военных целей.
В начале XX века на рынке трансатлантических перевозок сложилась интенсивная конкуренция между судоходными компаниями «Cunard Line» и «White Star Line». Обе компании были британскими, но «White Star Line» входила в американский трест «International Mercantile Marine Company», а «Cunard Line» находилась под влиянием Британского Адмиралтейства.
В 1906 году «Cunard Line» спустили на воду два суперлайнера, которые назвали «Лузитания» и «Мавритания». Лайнеры принесли «Cunard Line» популярность и успех, ведь эти два лайнера были не только самыми большими движущимися объектами (их тоннаж был больше 31,000 тонн), созданными человеком, но и самыми быстрыми. Кроме того, они были способны развивать скорость до 25 узлов (45 км/ч), что позволяло им пересекать Атлантический океан за пять дней.
В 1907 году компания «Cunard Line» ввела в эксплуатацию пароходы RMS Mauretania и Lusitania — на тот момент самые большие суда в мире. Со скоростью в 26.06 узлов Mauretania завладела Голубой Лентой Атлантики на 20 лет.
Появление больших, быстроходных и надёжных пароходов у основного конкурента пагубно отразились на прибыли «White Star Line». Её управляющий директор Джозеф Брюс Исмей, проконсультировавшись с президентом ирландской судостроительной верфи «Harland and Wolff» Уильямом Пирри, принял решение о строительстве двух суперлайнеров, не столь быстроходных, как Lusitania и Mauretania, но превышающих их по водоизмещению, пассажировместимости и уровню сервиса. «White Star Line» решили, что их суда будут ориентированы на уровень комфорта и роскоши, а не на скорость. Было решено построить два лайнера тоннажем более 45,000 тонн. Эти два судна были бы медленнее конкурентов от «Cunard Line», но намного больше и роскошнее. Был подписан контракт с судостроительной верфью «Harland and Wolff» в Белфасте, и в 1908 году началось строительство первого лайнера — Olympic.
По замыслу судоходной компании, первым заступить на службу должен был пароход Olympic, а через десять месяцев Titanic, названный в честь героев древнегреческих мифов — титанов, которые вознамерились свергнуть богов-олимпийцев, за что были свергнуты ими в Тартар.
Проектирование
Логотип Harland and Wolff
Проектированием судов класса Olympic занялся конструкторский совет верфи «Harland and Wolff». В него входили глава верфи Уильям Пирри, директор-распорядитель Александр Карлейль, директор конструкторского бюро Томас Эндрюс и его заместитель Эдвард Уайлдинг. Карлейль разработал проект корпуса, составил планы установки машин и механизмов, Эндрюс полностью отвечал за разработку проектной документации. Конструкторские чертежи заняли 411 отдельных документов. Ознакомившись с основными из них, руководство компании «White Star Line» заключило соглашение с верфью «Harland and Wolff», с которой давно имела тесные экономические отношения, о строительстве двух гигантских лайнеров.
Первый рейс “Титаника”
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Капитаном корабля был Эдвард Дж. Смит, очень популярный среди элиты британского общества.
Также на борту находились и другие выдающиеся люди, в том числе американский бизнесмен Бен Гуггенхайм и британский Юрий Дудь того времени Уильям Томас Стед. Кроме того, Исмей и Эндрюс также были на “Титанике”.
Вечером 10 апреля корабль остановился в Шербуре, Франция. Городской док был слишком мал, чтобы вместить «Титаник». Поэтому пассажиров приходилось перевозить на корабль в вагонах. В Шербуре на “Титаник” взошли Джон Джейкоб Астор, его беременная жена Мадлен и Молли Браун.
Утром 11 апреля лайнер совершил последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль отправился в Нью-Йорк. На борту находились около 2200 человек.
Госпитальное судно
Почему название “Гигантик” было отброшено? Изначально в серии должны были появиться корабли, названные в честь олимпийцев, титанов и гигантов. Когда “Титаник” утонул, кораблестроители освежили в памяти мифы. В них в битве с олимпийцами погибли не только титаны, но и гиганты. Называть судно “Гигантиком” посчитали неуместным.
Так появился “Британник”, серьезно отличавшийся от двух ранних собратьев в конструкции. Инженеры попытались сделать его более непотопляемым и способным держаться на воде даже при заполненных водой шести передних отсеках. Строительство судна затянулось, его спуск откладывался несколько раз. Он произошел 26 февраля 1914 года без разбивания шампанского о борт. Заказчик White Star Line этой традиции не придерживался.
Спуск на воду еще не означал немедленный запуск пассажирских рейсов. “Британник” неторопливо дооснащали, превращая в самый большой и роскошный океанский лайнер Великобритании. В августе 1914 года началась война, из-за которой корабль так никогда и не смог поработать по назначению.
“Олимпик” для военных нужд реквизировали раньше, 1 сентября 1915 года. “Британник” к этому времени все еще стоял в Белфасте и не был закончен – у верфи до начала войны начались серьезные финансовые проблемы. В ноябре 1915 года реквизиция коснулась и его. “Британник” переквалифицировали в госпитальное судно, и его достройка приобрела совсем другие черты. Из кают на верхних палубах сделали палаты, в обеденном зале и гостиной пассажиров первого класса обустроили операционные и главную палату. В законченном виде на “Британник” вмещалось 3309 раненых.
Неизвестные герои “Титаника”
В сложившейся на корабле ситуации никто не мог спасти всех. Тем не менее, история крушения “Титаника” знает много геройских действий. Некоторые из которых прямо или косвенно спасли жизни отдельных людей.
- Героический музыкальный оркестр играл до самого конца;
- Главный пекарь буквально бросал скромных женщин в спасательные шлюпки;
- Богатейший бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм отказался садиться в лодку вместо кого-то, сказав: «Ни одна женщина не останется на борту этого корабля из-за трусости Бена Гуггенхайма».
Но некоторые подвиги не были так широко разрекламированы. Согласно «Гардиану», на «Титанике» было 35 инженеров. Причина того, что никто о них ничего не знает заключается в том, что эти парни до самого конца оставались на своих постах и поддерживали освещение на корабле.
Это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Как вы знаете, в Северной Атлантике нет искусственного освещения, а луна в ту ночь была едва заметна. Поэтому только электрический свет помогал экипажу загружать спасательные шлюпки и не давал паниковать пассажирам.
Электричество также позволяло радистам продолжать передачу сигнала SOS. Хотя мы, к сожалению, слишком хорошо знаем, что это не помогло в спасении людей.
Пассажиры о трагедии
Шел 1912 год. Утонул «Титаник», и весть об этой трагедии быстро облетела весь мир. Спасшиеся пассажиры всю свою оставшуюся жизнь переживали эту трагедию. Корабль накренился несильно, из-за чего у пассажиров и команды не было ощущения опасности, большинство даже не понимало, насколько серьезна ситуация. Когда вода затопила достаточное количество отсеков носовой части, лайнер, оставаясь на плаву, раскололся на две части и стремительно затонул.
Шеф-повар Ч. Джугин находился возле кормы во время крушения и даже не заметил разлома корпуса. Он также не заметил огромной воронки, всплеска. С его слов, он спокойно отплыл от корабля, даже не намочив волос.
Те, кто находился в шлюпках, утверждали, что корабль высоко поднялся над водой. Эксперты говорят, что такое видение кормы могло быть оптическим обманом. При наклоне всего в 11 градусов, торчащие в воздухе винты высотой с двадцатиэтажное здание создают впечатление, что крен намного больше.
Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»
Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?
Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой конец с промежутком в 100 лет.
Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.
Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.
Мадлен Астор
Одним из самых известных пассажиров «Титаника» был Джон Джейкоб Астор IV, богатый финансист. Он путешествовал в первом классе со своей 18-летней беременной женой Мадлен.
В первые минуты после столкновения Астор насмехался над идеей сесть в шлюпку, но к 1:45 ночи он передумал. Джон помог Мадлен спуститься в лодку, но сам остался на палубе – ему сказали, что шлюпки только для женщин и детей. Астор утонул вместе с “Титаником”.
Мадлен, тем не менее, выжила и стала невероятно богатой вдовой в возрасте 18 лет. Согласно “The Independent”, ее богатство сопровождалось жестокими условиями. Чтобы сохранить деньги, ей нельзя было выходить замуж.
Но в конце концов любовь взяла верх над Мадлен, и она решила отказаться от состояния, чтобы выйти замуж за друга детства. Она жила с ним до 1932 года.
В 1932-м году девушка, выжившая на “Титанике”, сбежала с молодым итальянцем. Через год они поженились, хотя оба на тот момент официально состояли в браке. Итальянец часто избивал Мадлен.
К 1937 году она наконец-то избавилась от него. Чтобы он не распространялся об их отношениях, Мадлен даже дала ему 150 000 долларов. Он отблагодарил ее, продав историю их бурного романа бульварной газете.
Мадлен Астор умерла в 1940 году. Официально, причиной ее смерти стала сердечная недостаточность. Неофициально – передозировка снотворного.
«Титаник» в книгах и фильмах
Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.
Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.
Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!
Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»
А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.
В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.
Постер фильма «Титаник» 1953 года
Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.
В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.
Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»
Наследие “Титаника”
Через несколько дней после крушения «Титаника» начались разговоры об изучении руинов корабля. Однако, учитывая технологические ограничения, серьезные попытки не предпринимались до второй половины 20-го века.
В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию к затонувшему лайнеру. Так началась современная история “Титаника”.
1 сентября 1985 года были получены первые подводные изображения корабля. Видео показало, что корабль был разломан на две части. В то время как лук был ясно узнаваем, кормовая часть была сильно повреждена.
Сейчас “Титаник” расположен примерно в 13 морских милях (24 км) от предполагаемого места затопления.
Бесчисленные фильмы, песни и прочие расследования превратили корабль в культурную икону. В конце 20-го и начале 21-го веков история “Титаника” и артефакты с корабля легли в основу выставки, которая объехала весь мир и собрала миллионы долларов. На место крушения Титаника до сих пор возят туристов, а несколько музеев, посвященных лайнеру, привлекают тысячи посетителей каждый год.
Хотя руины корабля со временем полностью разрушаться, трагедия “Титаника” 1912 года будет жить в умах людей еще многие столетия.
Итак, мы рассмотрели реальную историю затонувшего “Титаника”. Есть, что добавить? Пишите комментарии!