Дата гибели «титаника» и самые интересные версии причины трагедии

Содержание:

Наследие “Титаника”

Через несколько дней после крушения «Титаника» начались разговоры об изучении руинов корабля. Однако, учитывая технологические ограничения, серьезные попытки не предпринимались до второй половины 20-го века.  

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию к затонувшему лайнеру. Так началась современная история “Титаника”.

1 сентября 1985 года были получены первые подводные изображения корабля. Видео показало, что корабль был разломан на две части. В то время как лук был ясно узнаваем, кормовая часть была сильно повреждена.  

Сейчас “Титаник” расположен примерно в 13 морских милях (24 км) от предполагаемого места затопления. 

Бесчисленные фильмы, песни и прочие расследования превратили корабль в культурную икону. В конце 20-го и начале 21-го веков история “Титаника” и артефакты с корабля легли в основу выставки, которая объехала весь мир и собрала миллионы долларов. На место крушения Титаника до сих пор возят туристов, а несколько музеев, посвященных лайнеру, привлекают тысячи посетителей каждый год.  

Хотя руины корабля со временем полностью разрушаться, трагедия “Титаника” 1912 года будет жить в умах людей еще многие столетия. 

Итак, мы рассмотрели реальную историю затонувшего “Титаника”. Есть, что добавить? Пишите комментарии!

Почему на “Титанике” не было биноклей?

Два моряка в вороньем гнезде вовремя не разглядели айсберг… Когда они его увидели было слишком поздно. Как такое возможно?  

Одна из версий гласит, что море в ту ночь было очень спокойным, и наблюдатели не могли видеть волн, разбивающихся о айсберг.

Согласно другой теории, в вороньем гнезде не было биноклей. И, к вашему удивлению, это не теория, а доказанный факт.

Итак, на «Титанике» были гребные тренажеры, электрический конь, корт для сквоша и бассейн с подогревом, но не было бинокля?  

Это не совсем так. Бинокли были, но они были бесполезно заперты в шкафу, от которого никто не мог найти ключ. Ключ был в кармане Дэвида Блэра, который высадился в Саутгемптоне.

С “Титаника” продолжают звать на помощь (видео 5 минут)

Блэр служил вторым офицером на корабле в плавании между Белфастом и Саутгемптоном, но в последний момент его было решено заменить. В своем стремлении скорее покинуть корабль он забыл оставить ключ.

Вот так забывчивость Дэвида Блэра стала одним из факторов, обрекшим на гибель более 1500 человек. 

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

Ходят слухи, что несколько мужчин переоделись женщинами, чтобы занять место на спасательной шлюпке

По слухам многие считают, что спасательные шлюпки на Титанике предназначались только для женщин и детей / API / Gamma-Rapho / Getty Images

А для одной супружеской пары эти слухи стали причиной развода. Дикинсон и Хелен Бишоп развелись в 1916 году, через 4 года после крушения «Титаника». Хелен утверждала, что это произошло из-за пристрастия мужа к алкоголю и его жестокого обращения. Но их отношения были омрачены слухами о том, что Дикинсон , чтобы сбежать с корабля. В своих официальных показаниях во время расследования Сената США по поводу крушения корабля Дикинсон утверждал, что от экипажа не поступало официального приказа, который разрешал бы садиться в спасательные шлюпки исключительно женщинам и детям.

Бишоп — не единственный мужчина, которого обвиняли в маскировке под женщину. Джозефа Брюс Исмея, Уильяма Картера и Уильяма Слопера подобные слухи преследовали на протяжении всей оставшейся жизни.

Почему “Титаник” не выдержал столкновения с айсбергом?

Трудно поверить, что один айсберг смог уничтожить самую большую махину в океане. Некоторое время ученые задавались вопросом, могли ли строители Титаника использовать низкокачественную сталь?

Эта теория была опровергнута, когда корабль обнаружили и испытали на прочность его образцы. При строительстве корабля использовали лучшую сталь того времени.

Изучение места области кормы, которой “Титаник” непосредственно столкнулся с айсбергом, выявило всего лишь 6 прорех в корпусе общей площадью чуть больше 1-го кв. метра. 

Этого было явно недостаточно, чтобы потопить такой корабль, как «Титаник», в котором было 16 водонепроницаемых отсеков.

Так что же случилось? Согласно Национальному институту стандартов и технологий США, в кованом железе “Титаника” содержалось в три раза больше шлака, чем позволяют современные стандарты.  

Шлак (на тот случай, если вы не кузнец и не судостроитель) – это то, что остается после процесса плавки металла. 

Согласно официальной версии, этот шлак сделал хрупкими заклепки корпуса при воздействии низких температур. Поэтому, когда после столкновения айсберг “царапал” борт корабля, заклепки разрушились, пластины корпуса разъединились, и внутрь лайнера ворвалась вода.

Судостроители “лепили горбатого” не для того, чтобы сэкономить, а потому, что их просили как можно раньше закончить строительство “Титаника”.

Титаник: сколько человек погибло и выжило

Сколько человек выжило на Титанике? Никто не скажет точных данных, как не могли сказать этого в роковую ночь. Список пассажиров Титаника изначально менялся на деле, но не на бумаге: одни отменили поездку в момент отплытия и не были вычеркнуты, другие путешествовали анонимно под вымышленными именами, третьи занесены в список погибших на Титанике несколько раз.

Только приблизительно можно сказать, сколько человек утонуло на Титанике – около 1500 (минимум 1490 – максимум 1635). Среди них был и Эдвард Смит с некоторыми помощниками, 8 музыкантов из знаменитого оркестра, крупные инвесторы и бизнесмены.

Палуба В

Классовость чувствовалась даже после смерти – тела мертвых из первого класса бальзамировали и укладывали в гробы, второму и третьему классу доставались мешки и ящики. Когда бальзамирующие вещества закончились, тела безвестных пассажиров из третьего класса просто выкидывали в воду (по правилам в порт нельзя было привезти незабальзамированные трупы).

Тела находили в радиусе 80 км от места крушения, а из-за течения Гольфстрим многих рассеяло еще дальше.

Фото погибших людей

Изначально было известно, сколько пассажиров было на Титанике, хотя и не досконально:

  • экипаж 900 человек;
  • 195 человек первого класса;
  • 255 человек второго класса;
  • 493 человека третьего класса.

Часть пассажиров сходила в промежуточных портах, часть – заходила. Считается, что на роковую трассу лайнер пошел с составом в 1317 человек, из которых 124 – дети.

Титаник: глубина затопления – 3750 м

Английский пароход мог вместить 2566 человек, из которых 1034 места – для пассажиров первого класса. Половинная загруженность лайнера объясняется тем, что в апреле трансатлантические рейсы не были популярны. В те времена разгорелась забастовка угольщиков, это нарушило поставки угля, графики и изменение планов.

На вопрос о том, сколько человек спаслось с Титаника, трудно было ответить, потому что спасательные операции проходили с разных судов, а медленная связь не обеспечивала быстрое предоставление данных.

После крушения опознали только 2/3 доставленных тел. Часть похоронили на местах, остальных отправили на родину. В районе катастрофы еще долго находили тела в белых жилетах. Из 1500 погибших человек обнаружили только 333 тела.

Многие считали, что «Титаник» непотопляем, но не все. Пассажир Чарльз Мелвилл Хейс предсказал «ужасающую катастрофу». Он тоже погиб

Чарльз Мелвилл Хейс / Universal Images Group / Getty Images

Хейс был президентом компаний Grand Trunk и Grand Trunk Pacific Railway Company, поэтому хорошо разбирался в технологических достижениях в области транспорта. По словам выжившего полковника Арчибальда Грейси, однажды Хейс задумался: разумно ли продолжать строительство более крупных и быстрых кораблей.

По словам Грейси, однажды Хейс сказал: «White Star, Cunard и Hamburg-American Lines тратят все свое внимание и изобретательность на соревнования за роскошность и скорость их кораблей. Придет время, когда эту гонку остановит ужасная катастрофа»

Из более чем 1500 погибших пассажиров нашли лишь 300. Одного ребенка прозвали «неизвестным» — его личность установили лишь 100 лет спустя

Монеты, игрушки и цветы украшают надгробие Сидни Лесли Гудвина, 19-месячного английского мальчика, погибшего во время крушения «Титаника» / ROGERIO BARBOSA / AFP / Getty Images

Тело ребенка достали из воды через 5 дней после крушения «Титаника». Спасателей настолько поразила «находка», что они похоронили мальчика в могиле в Новой Шотландии.

Тело трижды ошибочно опознавали, прежде чем узнать в нем Сидни Гудвина — это произошло, когда его обувь передали музею для анализа ДНК.

Могила Гудвина, отмеченная надгробием с надписью «неизвестный ребенок», осталась нетронутой. Его родственники заявили: «Надгробие неизвестного ребенка — символ всех детей, погибших на «Титанике», поэтому мы оставили ее в таком виде».

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Olympic-class ocean liner

“Британник” вводился в эксплуатацию в 1914 году, и на тот момент он вместе с одноклассниками был самым большим судном в мире. “Олимпик” – единственный из серии смог поработать по назначению долгое время – он возил пассажиров из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. Его попилили на металл только в 1935 году, когда судно морально и физически устарело.

Следующим после него был “Титаник”, потерпевший крушение во время своего первого пассажирского рейса. А вот “Британник”, изначально строившийся под именем “Гигантик”, побыть в своей настоящей роли не успел. Помешала Первая мировая война.

Причина крушения и гибели пассажиров Титаника

Так в чем же была проблема самого непотопляемого судна? Да в том, что пробоина от айсберга в длину составила более 90 м. Несложно понять, что пробита была не одна переборка, не две и даже не три. В попытке уклониться от ледяно гиганта корабль попытался резко отклониться от курса и пройти мимо, но вместо этого получил удар по касательной. Именно такой удар и разорвал в клочья обшивку на протяжении 5 переборок. На такой уровень повреждений инженерная система рассчитана не была.

Но почему же погибло почти 70% пассажиров и членов команды? А вот здесь уже вскрывается целый ряд ошибок и преступной небрежности:

  1. Корабль шел на полном ходу, несмотря на предупреждения о наличии айсбергов в этих водах.
  2. Именно большой скоростью судна объясняются столь массивные повреждения.
  3. Вместительность шлюпок была рассчитана всего на тысячу человек, притом, что количество пассажиров превышало две тысячи.
  4. Защитная система сыграла злую шутку, сохраняя корабль на плаву без видимых изменений первое время. В течение пары часов никто даже понять не мог, что корабль тонет. В связи с этим сложно было убедить пассажиров отправиться с комфортных палуб в шлюпки.
  5. Находящиеся вблизи корабли были либо слишком далеко, либо не пришли на помощь.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

Откуда и куда плыл Титаник

По фильму Кэмерона мы знаем, что лайнер направлялся в Нью-Йорк. Американский развивающийся город должен был стать конечной остановкой. А вот откуда плыл Титаник, далеко не все знают точно, считая, что отправной точкой был Лондон. Столица Великобритании не была в рядах морских портов, потому и пароход оттуда не мог отправиться.

Роковой рейс начался из Саутгемптона – крупного английского порта, откуда пролегали трансатлантические рейсы. Путь Титаника на карте четко показывает движение. Саутгемптон – это и порт, и город, расположенный в южной части Англии (графство Хэмпшир).

Посмотрите, как пролегал маршрут Титаника на карте:

Краткая информация о «Титанике»

«Титаник» – британский круизный лайнер. Он был построен в 1912 году в ирландском городе Белфасте на верфи «Harland & Wolff» по заказу пароходной компании «White Star Line». Первый раз лайнер спустили на воду 31 мая 1911 года. На тот момент «Титаник» считался самым большим судном в мире.

Пароход впечатлял своими огромными размерами и совершенством строения. Высота судна от киля до окончания труб была 53 метра. Длина лайнера составляла около 270 метров, ширина 28,2 метра, его водоизмещение было 52 310 тонн. «Титаник» имел двигатели мощностью около 55 000 лошадиных сил и мог плыть со скоростью в 25 узлов (42 км/ч). Корпус корабля был сделан из стали. В случае повреждения его днища двойное дно препятствовало поступлению воды в отсеки. 

Каюты и помещения корабля делились на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться услугами плавательного бассейна, двумя кафе, рестораном, кортом для игры в сквош, гимнастическим залом. Во всех трех классах были обеденные и курительные помещения, закрытые и открытые пространства для прогулок. Каюты и салоны первого класса поражали своей роскошью и богатством. Они были оформлены в разных стилях с использованием дорогостоящих материалов (дорогие породы дерева, шёлк, хрусталь, позолота, витраж). Интерьеры третьего класса были оформлены предельно просто: белые стальные стены, обшитые панелями из дерева.

Очень впечатляющей была и цена «Титаника», на его создание ушло 7,5 миллионов долларов. При пересчете на современный курс доллара это составляет около 200 миллионов долларов.

Титаник: история крушения

В каком году утонул Титаник? Знаменитая катастрофа произошла ночью 14 апреля в 1912 году. Это был пятый день путешествия. Хроники указывают, что в 23:40 лайнер пережил столкновение с айсбергом и уже через 2 ч 40 мин (2:20 ночи) ушел под воду.

Вещи с Титаника: фото

Дальнейшие расследования показали: экипаж получал 7 погодных предупреждений, но это не мешало судну снижать предельную скорость

Айсберг прямо по курсу заметили слишком поздно, чтобы предпринять меры предосторожности. В результате – пробоины в правом борту

Лед повредил 90 м обшивки и 5 носовых отсеков. Этого было достаточно, чтобы потопить лайнер.

Билеты на новый лайнер были дороже, чем на другие корабли. Если человек привык путешествовать первым классом, то на Титанике ему пришлось бы пересаживаться во второй класс.

Эдвард Смит, капитан корабля, начал эвакуацию за полночь: отправлен сигнал бедствия, привлечено внимание других судов сигнальными ракетами, спасательные шлюпки отправились на воду. Но спасение проходило медленно и неслаженно – в шлюпках пустовало место, пока тонул Титаник, температура воды не поднималась выше двух градусов ниже нуля, а первый пароход подоспел только через полчаса после катастрофы

“Крушение Титана”

Можно с уверенностью сказать, что создатели “Титаника” не читали популярную художественную литературу. Если бы они это делали, то точно бы знали о книге Моргана Робертсона «Тщета или крушение Титана», изданной в 1898 году. 

В этом случае, возможно, они выбрали бы другое имя для корабля. «Крушение Титана» содержит жуткие сходства с историей “Титаника”. 

Вымышленный «Титан» был самым большим, богатым и, конечно же, непотопляемым кораблем. 

Как и “Титаник”, “Титан” находился примерно в 400 морских милях от Ньюфаундленда, когда он на полном ходу врезался в айсберг. Как и у “Титаника”, у “Титана” не было достаточно шлюпок для для спасения всех людей. 

А также, «Титан» и «Титаник»… звучит поразительно похоже, не так ли?

Это настолько странное совпадение, что вы могли подумать, что кто-то просто указал неправильную дату на книге, чтобы привлечь внимание. Тем не менее, оригинальная публикация увидела свет в 1898 году, за 14 лет до крушения “Титаника”

Это первое издание до сих пор храниться в Ливерпульском музее.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Крупный обломок «Титаника» на океанском дне

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна

Причина крушения и гибели пассажиров Титаника

Так в чем же была проблема самого непотопляемого судна
? Да в том, что пробоина от айсберга в длину составила более 90 м.
Несложно понять, что пробита была не одна переборка, не две и даже не три. В попытке уклониться от ледяно гиганта корабль попытался резко отклониться от курса и пройти мимо, но вместо этого получил удар по касательной. Именно такой удар и разорвал в клочья обшивку на протяжении 5 переборок. На такой уровень повреждений инженерная система рассчитана не была.

Но почему же погибло почти 70% пассажиров и членов команды? А вот здесь уже вскрывается целый ряд ошибок
и преступной небрежности:

  1. Корабль шел на полном ходу, несмотря на предупреждения о наличии айсбергов в этих водах.
  2. Именно большой скоростью судна объясняются столь массивные повреждения.
  3. Вместительность шлюпок была рассчитана всего на тысячу человек, притом, что количество пассажиров превышало две тысячи.
  4. Защитная система сыграла злую шутку, сохраняя корабль на плаву без видимых изменений первое время. В течение пары часов никто даже понять не мог, что корабль тонет. В связи с этим сложно было убедить пассажиров отправиться с комфортных палуб в шлюпки.
  5. Находящиеся вблизи корабли были либо слишком далеко, либо не пришли на помощь.

Начало плавания

Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в своё первое и последнее плавание. Командовать судном в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет. Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.

«Титаник». (wikipedia.org)

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около 11 часов поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.

Порт. (wikipedia.org)

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман. Шесть буксиров начали оттягивать «Титаник» от причала и выводить в фарватер реки Тест. Когда буксиры сбросили тросы, лоцман скомандовал «Малый вперёд» и лайнер пошёл мимо расположенных за океанским доком причальных стенок своим ходом. В это время там стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка», попавшего в опасную зону внешнего гидродинамического давления, созданного движением более крупного лайнера, стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошёл «Нью-Йорк», закрепил трос, брошенный ему с палубы, и всей мощью своих машин стал оттягивать судно назад к берегу. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров. Два буксира переместили едва избежавший столкновения «Титаник» назад, чтобы дать двум другим буксирам поставить «Нью-Йорк» к новому месту стоянки.

Отплытие. (wikipedia.org)

После инцидента «Титаник» с часовым опозданием продолжил свой путь на малом ходу. Из Саутгемптонского залива «Титаник» вышел в пролив Те-Солент, огибая остров Уайт с восточной стороны. Достигнув восточной оконечности острова Уайт, судно снова сбавило ход, чтобы его смог покинуть лоцман. После чего с мостика в машинное отделение передали приказ увеличить скорость, и «Титаник» взял курс на юг, к берегам Франции.

Над Ла-Маншем стояла ветреная и пасмурная погода. Расстояние в 147 км «Титаник» преодолел за 6,5 часов и прибыл в Шербур около 18:30. Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик». До морского вокзала Шербура многие добирались специальным поездом, согласованным с расписанием парохода, который 9:40 отправился с парижского вокзала Сен-Лазар. Значительную часть новых пассажиров составили богатые американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры. Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.

Титаник. (wikipedia.org)

11 апреля «Титаник» уже приближался к побережью Ирландии. За несколько километров до порта на борт поднялся лоцман. В 11:55 «Титаник» бросил якорь в гавани Корка, в 6,5 км от Квинстауна.

Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и судно отправилось в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.

Остановка «Титаника». (wikipedia.org)

Размеры Титаника в метрах

Чтобы понять больше про Титаник, причины катастрофы нужно раскрывать, начиная с габаритов парохода.

Сколько метров Титаник в длину и по другим размерам:

  • точная длина – 299,1 м;
  • ширина – 28,19 м;
  • высота от киля – 53,3 м.

Встречается и такой вопрос — сколько палуб было у Титаника? Всего 8. На верху располагались шлюпки, потому верхнюю палубу называли шлюпочной. Остальные распределялись согласно буквенному обозначению.

  • А – палуба I класса. Ее особенность в ограниченных размерах – она не ложилась на всю длину судна;
  • В – в передней части палубы располагались якоря и ее размеры тоже были короче – на 37 метров палубы С;
  • С – палуба с камбузом, столовой для экипажа и прогулочной площадкой для III класса.
  • D – прогулочная зона;
  • Е – каюты I, II классов;
  • F – каюты II и III классов;
  • G – палуба с котельными посередине.

Наконец, сколько весит Титаник? Водоизмещение самого большого судна начала 20 века составляет 52 310 тонны.

Версии трагедии

Пожалуй, мы не узнаем до конца всей правды той ночи, несмотря на проведенные расследования. Конечно, они внесли некоторую ясность в случившееся, но осталось еще очень много «белых пятен», которые до сих пор остаются загадкой. Одни свидетельства противоречили другим, некоторые доказательства, если их более детально проверять и изучать, становились более чем сомнительными — все это породило множество спекуляций и легенд на данную тему, которые имеют своих последователей и в наши дни.

Некоторые из этих версий могут выглядеть невероятными, но история показывает нам, что рациональное объяснение происходящего не всегда может быть возможным. Как бы то ни было, нужно говорить об этом, искать истину, и тогда истина сделает нас сильнее. Другой вопрос, что истина вряд ли может быть известна нам с вами — простым обитателям, черпающим информацию из интернета. В любом случае, мы можем изучить различные версии и причины случившегося, а уж каждый для себя решит, какая из них близка лично ему.

Первая версия — заговор сильных мира сего

Все мы с вами любим теории заговоров, от некоторых из которых немного попахивает шизофренией и паранойей. Однако, некоторые факты выглядят настолько бесспорными, что поневоле переходишь из разряда скептиков в группу сомневающихся, как минимум. В истории с Титаником все тоже очень загадочно и спорно. Но начнем все по порядку.

Немало людей сходится во мнении, что катастрофу с Титаником спланировали заранее. Как бы дико это не звучало, но на это указывает несколько любопытных фактов. К примеру, Джон Морган — известный американский миллиардер и, по совместительству, владелец компании, которой принадлежал лайнер, ровно за сутки до предполагаемого отплытия аннулировал свой билет.

Версия крушения №3. В погоне за голубой лентой Атлантики

В начале XX века между пароходными компаниями была большая конкуренция. Одним из капитанов английского пароходства «Cunard Line» был придуман приз для кораблей-рекордсменов по скорости. Судно, переплывшее Атлантику быстрее всех, награждалось престижной наградой – «голубой лентой Атлантики». Этот приз стоил того, чтобы за него побороться. На мачте корабля-победителя вывешивалась голубая лента, а вся команда получала хорошее денежное вознаграждение. Судно, обладающее такой «лентой», по статистике имело в четыре раза больше пассажиров, чем другие суда. Кроме того, английское правительство объявило, что если скорость лайнера составит 24 узла, то его компании ежегодно будут выплачиваться субсидии по 150 тысяч фунтов стерлингов на весь период эксплуатации корабля.

«White Star Line» решает одержать победу над конкурентами, построив самый большой, комфортабельный и скоростной лайнер. Им становится «Титаник». Ведь деньги от правительства и проданных билетов могли бы окупить убыточный «Олимпик». Именно этот факт объясняет поведение капитана Смита. В погоне за «голубой лентой», он вел «Титаник» на полном ходу, несмотря на опасность столкновения с айсбергом.

На государственной службе

В первое плавание “Британник” отправился 23 декабря – его целью стал порт Мудрос на острове Лемнос (Греция). Раненых загрузили на борт за 4 дня и перевезли в Саутгемптон. После этого было еще два рейса и небольшая пауза из-за того, что бои в Средиземноморье никак не утихали.

К осени едва возвращенный владельцу “Британник” снова передали в ведение военным. Он вновь понадобился в Средиземном море и вывез еще несколько тысяч раненых, пока 12 ноября 1916 года не отправился в шестой и последний рейс в Мудрос. 21 ноября он собирался пройти между островами Макронисос и Кея, и напоролся на мину, оставленную около месяца назад немецкой субмариной U-73.

Находившиеся на борту люди не восприняли ситуацию всерьез, посыпались шутки о протараненной подводной лодке. Однако капитан степень поражения осознавал и тут же начал думать о спасении “Британника”. Судно потихоньку стало крениться на правый борт и опускать нос в воду. Да, с затопленными четырьмя передними отсеками корабль мог держаться на плаву. Однако одну из дверей в переборках закрыть не смогли, и вода пошла дальше. Кроме того, утром иллюминаторы правого борта открывали для проветривания, и через них тоже внутрь поступала вода.

Суша была недалеко, и сначала капитану казалось, что медленно тонущий корабль удастся выбросить на мель у острова Кея. С этой идеей пришлось быстро расстаться – движущееся судно набирает воду намного быстрее.

Сигнал SOS был подан почти сразу после получения пробоины, и вскоре к госпитальному “лайнеру” подошло несколько других британских кораблей. При эвакуации не удалось избежать паники, несмотря на военное командование “Британника”. В суете нарушались и меры безопасности, предписывающие, например, спускать шлюпки на воду только после полной остановки судна. Если сделать это раньше, то есть риск быть затянутыми под вращающийся гребной винт. Именно так и произошло с двумя шлюпками, в результате чего погиб 21 человек. На самом судне погибло еще 9 человек.

От взрыва до полного затопления прошло 55 минут, и за это время спаслось 1036 человек. Спасательная операция на “Британнике” стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха. Если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде находившихся рядом нескольких судов, трагедия оказалась бы сравнимой с гибелью “Титаника”.

В список спасенных попала сестра милосердия Вайолетт Джессоп, успевшая поработать на “Олимпике” и оказавшаяся в числе выживших при крушении “Титаника”. Ее после всех происшествий стали называть “Мисс Непотопляемая”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector